Использование мультимедиа технологий в дополнительном образовании детей на СЮН
Использование мультимедиа технологий в дополнительном образовании детей на СЮН Карачевцева Т.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе Станции юных натуралистов г.Таганрога Эффективность использования в обучении и воспитании мультимедиа технологий, в частности интерактивной доски, компьютера, интернета, мультмедийного проектора, а также видеопрезентаций, видеотестов, видеовикторин, видеорядов, подготовленных и представленных с помощью мультимедийного оборудования, не нуждается в доказательствах. Многие наши педагоги дополнительного образования детей ведут занятия своих объединений на базах школ, имеющих в своем арсенале интерактивные доски. Они могут очень успешно использовать эти доски и при подготовке к очередным занятиям по «Флористике», «Экологии», «Охране природы», «Цветоводству», «Ботанике с основами цветоводства», «Юный зоолог» и др., а также зачетным и итоговым занятиям, поскольку «интерактивная доска дает возможность придать по форме тестовым заданиям наглядно-образное, предметно - деятельностное содержание». На Станции юннатов успешно используются мультмедийные технологии при сопровождении ежегодных городских праздников, конкурсов и выставок детского прикладного творчества, при проведении обучающих семинаров и мастер-классов для обучающихся, педагогов дополнительного образования детей (ПДО) СЮН и учителей биологии школ города. Для успешного формирования экологической культуры, экологических знаний и умений у обучащихся необходимо использовать в своей педагогической практике современные педагогические технологии, и одними из таких технологий являются мультимедиа технологии. На Станции юннатов при проведении праздников и конкурсов, которые проводятся в рамках ежегодного городского двухмесячника под девизом «Экология. Безопасность. Жизнь.» педагогами и методистами разрабатываются, подбираются и готовятся различные слайды с иллюстрированными алгоритмами практических навыков природоохранной и проектной деятельности, с фотографиями различных животных и растений, с местами их обитания, сопровождающиеся перечнем вопросов и различных заданий, видеозаписи и видеопрезентации. Применяются усложнённые задания для участников городского праздника «День птиц» и конкурса «Юный натуралист», с звуковыми файлами - голосами различных птиц и фотографиями пернатых, на установление соответствия «голоса» и его «хозяина». Сам фотографический объект, чёткий, крупный шрифт, выделение (при необходимости) ключевых слов способствует лучшему усвоению экологических знаний и запоминанию экологических норм и правил. Эта возможность свободного перемещения объектов на экране позволяет наглядно продемонстрировать соответствие указанных элементов, мотивировать обучающихся к выполнению заданий. Кроме статических объектов (фотографий, рисунков, слов, символов, изображений), широко используются гиф-анимации, флэш-анимации, видеозаписи, и видеопрезентации, т.д. Очень удобно использовать мультимедийные технологии при проведении обучающих семинаров и мастер-классов. Подготовленные тематические видеопрезентации позволяют наглядно и красочно продемонстрировать экологические маршруты и различные биологические объекты, представить и закрепить умения и навыки природоохранной, исследовательской и проектной деятельности, усвоить правила поведения в природе и на экологических тропах парка или побережья Азовского моря. Например, авторский эколого-образовательный проект Карачевцевой Т.В. «Экотропы СЮН и парка», программа которого разработанна и выполнена не только в бумажном, графическом, но и в электронном сопровождении основных маршрутов экологических троп Станции юннатов и городского парка им.Горького в г. Таганроге. Эта видеопрезентация была представлена автором проекта на городской августовской педагогической конференции, (секции учителей экологии и биологии, 26 августа 2011 года), которая очень заинтересовала всех учителей биологии и экологии школ города, не оставила никого равнодушных , получила положительный отзыв присутствующих и желание привести своих учащихся на СЮН для проведения таких познавательных экскурсий по экологическим тропам. Особое внимание на ежегодных городских конкурсах на СЮН «Экофитодизайн» и «Ландшафтный дизайн» («Наш зелёный экодом») уделяется видео-сопровождению и видеопрезентациям : показательно-обучающим перед началом конкурса ( обычно ведущим - организатором экологического мероприятия; видеопроекты Карачевцевой Т.В. «Аранжировка и флористика» и «Ландшафтный дизайн», см. Приложение 1) и самими обучающимися при защите своих индивидуальных дизайн-проектов, и здесь мультимедийное оборудование является незаменимым помощником. Обучающиеся представляют свои творческие работы не только в графическом виде, но и подробно в электронном виде на экране, раскрывают все малейшие детали, все этапы подготовки и разработки проекта. Преимущества использования мультимедийных технологий очевидны: организация разнообразных видов внешкольной деятельности стимулирует активность и инициативу обучающихся, которые учатся работать с большим количеством информационной базы и конкретной тематической информацией на продуктивном уровне. Использование мультимедийных технологий и обучение в интерактивной форме на СЮН способствую т формированию экологической культуры, творческих способностей и ключевых компетентностей у подрастающего поколения, придают предметно - деятельностное содержание проводимым экологическим мероприятиям, позволяют разнообразить и комбинировать средства и формы экологического образования и воспитания, а также контроля за их результатами, своевременно корректировать деятельность обучающихся, эффективно развивать у них природоохранные, практические умения и навыки, навыки самоконтроля, саморегуляции и творческой самореализации, повышают уровень готовности к инновационной деятельности, как педагогов, так и обучающихся; способствуют самоопределению и выбору будущей профессии эколого-биологической направленности, способствуют адаптации, социализации и интеграции в социум выпускников школ и воспитанников Станции юннатов. Литература. 1.Варащиков С.Г. Компетентностный подход в образовании:Философия образования. 2007.№2. 2.Самойлова Т.А. Интерактивная доска: подготовка и проведение уроков. Методическое пособие для преподавателей с приложением на CD.-ЗАО Ростовское книжное издательство (Ростовиздат), Ростов-на-Дону, 2008. 3. Турик Л.А. Деятельность учреждения дополнительного образования детей на компетентностной основе. Из-во ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова», 2011. 2.Использовалась информация, размещённая на сайтах 1. http://www.openclass.ru 2. http://festival.1september.ru Приложение Приложение 1. Видеопрезентация:«Аранжировка и флористика». Приложение 2. Аналитическая справка о мероприятиях, проводимых в рамках Дней защиты от экологической опасности «Экология–Безопасность–Жизнь»