Пятница, 15.12.2017, 07:23
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Экология

Конспект урока по Экологии на тему "Биоценоз и его устойчивость"
Предмет «Экология».
Программа по курсу «Экология», 9 или 10-11 классы, с углубленным изучением биологии. Авторы: Н.М. Чернова, В.М. Галушкин, В.М. Константинов. «Основы экологии», М., изд. дом «Дрофа»,2001.

Тема: Биоценоз и его устойчивость.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели:
Образовательные:
-продолжить формирование знаний о процессах происходящих в природных сообществах и роли разных организмов в них;
-показать основные типы взаимоотношений между живыми организмами;
-продолжить работу над формированием умения применять знания в новой ситуации.
Развивающие:
- развитие навыков НОТ: умение ставить цель, выделять главное, планировать работу, осуществлять само- и взаимоконтроль, делать выводы, работать в оптимальном темпе;
-развитие навыков мыслительной деятельности (анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное);
-развитие речи;
-развитие эмоционально–волевой сферы.
Воспитательные:
-формирование научного мировоззрения, научного мышления;
- воспитание диалогической культуры;
-экологическое и эстетическое воспитание через предметное содержание;
- повышение самооценки учащихся.
Задачи:
-сделать акцент на том, что биоценоз – сложная надорганизменная система, закономерная совокупность взаимодействующих видов;
-показать, что биотические условия формируют тот или иной тип сообщества.

Оборудование: схема «Биоценоз пруда»; презентация по изучаемому материалу; компьютер, проектор, доска SMART Board, видеофрагмент.

Форма проведения урока: лекция с элементами фронтальной беседы, работа в малых группах.

Этапы урока

№ Этапы урока Содержание
1. Организационное начало урока Готовность учителя к уроку; подготовленность учащихся. Подготовленность классного помещения.
2. Актуализация опорных знаний Просмотр видеофрагмента, показывающего приспособленность организмов к среде существования.
3. Определение темы и целеполагание Конкретизация темы урока, способов работы и источников информации
4. Практическое применение знаний, умений и навыков Выполнение практических заданий, с использованием компьютерной доски SMART Board
Фронтальное обсуждение результатов работы.
Выделение общих закономерностей.
5. Рефлексия Обсуждение результатов урока.
6. Домашнее задание Вариативное задание.

Ход урока

Видеофрагмент (содержит информацию о различных организмах, средах их существования, приспособленности к ним. Во время просмотра - вступительное слово учителя).
Учитель: На нашей планете встречается множество различных организмов, живущих в разных природных условиях. Все они тем или иным образом приспособились к жизни в них и друг с другом. Это привело к тому, что все они непохожи друг на друга. Все вместе они образуют сложную природную систему - биоценоз.
Биоценоз – это комплекс совместно живущих и связанных друг с другом видов («биос» - жизнь, «ценос» - сообщество). (определение записывается в тетрадь; на доске появляются новые термины, появляющиеся в ходе урока)
Они бывают разными по своему масштабу, бывают созданные человеком, могут быть частью более крупного. Но самым главным является то, что это не случайно собранные организмы, а такие которые могут обитать только в сходных условиях. Поэтому в разных точках нашей планеты можно встретить сходные биоценозы, с одинаковыми организмами, обитающими в них.
Таким образом, вся живая природа состоит не только из отдельных организмов и видов, но и из разнообразных биоценозов, в которых группируются представители различных видов. Самыми разнообразными по числу видов, являются биоценозы тропических лесов, но и в тех природных сообществах, которые формируются в достаточно суровых условиях, вместе живут тысячи видов организмов.
Все виды приспособились к совместному обитанию в ходе длительной эволюции. В биоценозах идут процессы борьбы за существование и естественного отбора. Члены каждого сообщества связаны между собой прямыми или косвенными пищевыми отношениями и имеют сложную внутреннюю структуру.
Виды, входящие в биоценоз, очень неравноценны по численности. Те, которые встречаются часто, называют доминантами. Они составляют основное ядро биоценоза. Наиболее разнообразны редкие и малочисленные виды. Диминирующие виды являются средообразователями, влияющими на условия жизни других. Малочисленные – составляют как бы резерв сообщества. В данных условиях они не могут реализовать свои возможности размножения, но в изменившихся условиях в состоянии занять лидирующее место.
Соотношение видов по численности создает видовую структуру биоценоза. Их распределение в пространстве имеет определенную закономерность. Основу этого распределения формирует растительность. Растения создают в биоценозах ярусность, располагаясь строго определенным образом. Животные чаще всего занимают определенный ярус, но из-за активного передвижения могут перемещаться по разным.
Положение, которое занимает вид в составе биоценоза, называется его экологической нишей. Она характеризует границы его выносливости по отношению к разным факторам, характер связи с другими видами, образ жизни и распределение в пространстве. Состав и структура биоценоза постоянно испытывают различные изменения. Они могут быть регулярными, циклическими, разовыми. К каким последствиям они могут привести, зависит от устойчивости биоценоза.
Для того, чтобы лучше понять материал, рассмотрим его на примере водоема. Фронтальная беседа и работа с доской SMART Board.
Водоем

Перед Вами биоценоз водоема и его обитатели.

Вопросы для обсуждения:
• Назовите, какие из них являются доминантными? Почему Вы так считаете?
• Определите положение остальных видов в структуре биоценоза.
• Какие пищевые связи Вы можете выделить в структуре биоценоза?
(Учащиеся работают в тетрадях и на доске: они распределяют предложенные организма по группам, аргументируют свой выбор, строят возможные пищевые цепи, объединяют их в пищевую сеть, доказывая устойчивость данного биоценоза)
Учитель: Мы рассмотрели биоценоз водоема и доказали что он является достаточно устойчивым.
Наземные биоценозы могут быть более разнообразными по видовому составу.
Вам представлен видовой состав наземных растений и животных.

(На доске появляются наземные растения и животные).

Используя полученные знания, постройте: первая группа биоценоз березового леса (рис.1); вторая – дубравы (рис.2). Укажите доминирующие, малочисленные виды, ярусы, пищевые связи и докажите его устойчивость. (Ученики должны, из предложенных им организмов оставить только те, которые могут обитать в данном биоценозе, построить пищевую сеть, распределить организмы по ярусам и экологическим нишам, делают записи в тетрадях).

Рис.1


Рис.2
Учитель: Для сравнения биоценозов используют разные методы. Чаще всего их сравнивают попарно, сопоставляя видовой состав. Сходство выражают в процентах. Одним из методов является расчет по формуле Жаккара:
С х 100
К = -----------------%,
(А+В) – С
где А- число видов данной группы в первом сообществе, В – во втором, а С – число видов, общих для обоих сообществ.
Насколько сходными являются Ваши биоценозы, и почему Вы так считаете?
(Для выполнения работы ученики должны сосчитать количество видов растений и животных в каждом биоценозе, выделить сходные и сделать расчеты по формуле).
Существование жизни на Земле зависит от многообразия организмов, обитающих на ней. Человек часто вмешивается в жизнь различных сообществ. Его потребительское отношение ведет к их истощению. И сегодняшний урок хочется закончить словами:
Где ты дремучий таинственный лес,
Полный приволья и древних чудес?

Домашнее задание. Иногда можно услышать: «Неужели современная наука и техника не могут найти средств для полного уничтожения комаров, ведь они приносят столько неприятностей людям и домашним животным?» Представьте, что такое средство найдено. Правильно ли поступит человек, если воспользуется им? Объясните почему.

Литература
1. Н.М. Чернова, В.М. Галушкин, В.М. Константинов. «Основы экологии», М., изд. дом «Дрофа»,2001.
2. О.Н. Пономарева, Н.М. Чернова. «Методическое пособие» к учебнику Н.М. Чернова, В.М. Галушкин, В.М. Константинов. «Основы экологии», М., изд. дом «Дрофа»,2001.
3. И.А. Жигарев, О.Н. Пономарева, Н.М. Чернова. «Основы экологии»,сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику Н.М. Чернова, В.М. Галушкин, В.М. Константинов. «Основы экологии», М., изд. дом «Дрофа»,2001.
4. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина. «Общая биология», М., изд. центр «Вентана-Граф», 2005.
5. В.А. Вронский. «Экология» словарь- справочник, изд. второе, Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.
6. О.В.Чистяк, «Экология». Учебное пособие, Минск, ООО «Новое знание», 2000.
7. Н.М. Чернова, А.М. Былова. «Экология», М., Просвещение, 1981.
8. Большая Энциклопедия, Кирилл и Мефодий, www.KM.ru, 2002.

ПРИЛОЖНИЕ
http://mm-festival.letitbit.net/download/67fac0df99fbde12f357e8930f71f1403/GulinaNE.zip.html
Категория: Экология | Добавил: gulinane_31 (28.04.2012) | Автор: Гулина Наталья Эдуардовна E
Просмотров: 6608 | Теги: видовой состав, пищевые цепи, биоценоз | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]