Среда, 17.04.2024, 00:24
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Экология

Кто, если не мы?
МБОУ «Вахитовская СОШ»
Верхнеуслонского муниципального района
Республики Татарстан

Кто, если не мы?



Работа учителя географии
высшей квалификационной категории
Гатауллиной Назии Рауфовны
Содержание:
1.Введение………………………………………………. 3-4
2.Основная часть …………………………………………4-6
а) День Земли……………………………………………..6
б) Озеленение……………………………………………..6-7
в) Мусор………………………………………………… ..7-8
г) Пернатые друзья………………………………………..8-9
д) Биоразнообразие……………………………………….9-10
е) Чистый родник…………………………………………10
3.Заключение………………………………………………10-11

Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту всё возьмёт?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждёт?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы, отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же – живая!
(Светлана Пасхина, 14 лет) (слайд 3)
Введение
Еще вчера самым страшным словом считалось «война», сегодня – «экологическая катастрофа». Впрочем, сказать, что сегодня, будет не совсем точно. Уже вчера и позавчера мы ощущали тревожные и даже угрожающие симптомы1.
Проблемы экологии, окружающей среды в целом, по всеобщему признанию, стали самыми грозными после проблем ядерной войны. Сегодня этой проблемой занимаются президенты и парламенты большинства стран мира, сегодня нет политических партий, способных устраниться от экологических дел2.
Слово «экология» в переводе с греческого означает «дом, непосредственное окружение человека». Овладеть знаниями о нашем «доме» надо начинать с самого детства. Первая встреча с лесом, рекой, цветущим
лугом, хлебным полем, плодовым садом, яркой нежнокрылой бабочкой,
_____________________________________________________________________________________________
1.Экология и здоровье// Биология в школе. 1990. №3. С. 3.
2.Цит.по кн.: Дайте планете шанс. М. Просвещение, 1995. С.37.

пугливым маленьким зверьком, лягушкой, майским жуком и т.д. происходит много раньше, чем мы переступаем порог школы. Первые слова о величии природы, её удивительном многообразии, ранимости и исчерпаемостимы услышали от родителей, затем – в детском саду, потом – на первых школьных уроках1.
Природоохранной является любая деятельность, направленная на сохранение качества окружающей среды на уровне, обеспечивающем устойчивость биосферы. К ней относится как крупномасштабная, осуществляемая на общегосударственном уровне деятельность по сохранению эталонных образцов нетронутой природы и сохранению разнообразия видов на Земле, организации научных исследований, подготовке специалистов-экологов и воспитанию населения.
Природоохранная деятельность — процесс сохранения, восстановления и воспроизводства природно-ресурсного потенциала, который должен быть важнейшим компонентом хозяйственной деятельности в целом.
Развитие природоохранной деятельности — необходимая предпосылка выхода из кризисной ситуации в экологии2.
Основная часть
На нашу долю выпала нелегкая судьба – принять участие в историческом процессе возрождения своей Родины. Новая Россия должна быть страной не только демократической, но и экологически чистой: без загрязняющих атмосферу заводских труб, без варварской эксплуатации лесов и почв, с
озерами и реками, не отравляемыми неочищенными стоками. Лишь при
___________________________________________________________________________________
1.Природа и мы//Биология в школе. 1989. №3. С. 4.
2.bibliotekar.ru›economicheskaya-statistika/
восстановлении и сохранении природы возможен рост качества жизни1.
Я хочу познакомить вас с природоохранной деятельностью учащихся нашей
школы.
В нашей школе экологическое воспитание обучающихся является одним из
приоритетных направлений. Понимая важность решения экологических
проблем, мы ведем целенаправленную работу по практической природоохранной деятельности. Целью, (слайд 4) которой является: гармонизация отношения к природе;
воспитание ответственности за сохранение окружающей среды;
развитие способности выделять экологические проблемы, способствовать их преодолению.
Исходя из цели, в начале учебного года мы составляем план мероприятий по реализации программы, в котором учитываются мероприятия, проводимые в рамках Всемирных экологических акций, таких как: (слайд 5)
Всемирный день водных ресурсов - 22 марта;
Всемирный день Матери-Земли - 22 апреля;
Всемирный день мигрирующих птиц - 14-15 Мая;
Всемирный день окружающей среды - 5 июня и другие.
Мы занимаемся исследовательской деятельностью, реализуем исследовательские проекты, участвуем в конкурсах и конференциях (в
_________________________________________________________________________________________ 1.Цит. по кн.: Экология России. М. АО МДС, Юнисам, 1995. С.3.
течение года) и занимаем призовые места. (слайд 6) Тематика
исследовательских работ учащихся достаточно разнообразна: «Нам жить на этой Земле» (Экологические проблемы деревни Вахитово); «Дачное хозяйство Вахитовского сельского поселения»; «Микроклимат деревень Янги-Болгары и Вахитово»; «Самые искусные строители» и т.д. Экологическое воспитание и природоохранная деятельность в нашей школе начинается уже с младших классов. Учащиеся начальных классов изучают состояние окружающей среды в окрестностях, знакомятся с птицами и насекомыми, с разнообразием растительного мира в лесу, на агроэкологическом участке, в зимнем саду. (слайд 7)
Школьники среднего звена учатся оценивать экологию отдельных компонентов и экосистем в целом. Они проводят наблюдения за состоянием воздушной среды рядом со школой, так - как наша школа расположена рядом с автотрассой Казань - Камское Устье, изучают качество источников питьевой воды, биологического разнообразия в окрестностях деревни. (слайд 8)
Старшеклассники занимаются комплексным изучением малых рек, лесных и водных экосистем. Большое внимание также уделяется проблемам здоровья человека, ведения здорового образа жизни. (слайд 9)
День земли
Во всем мире 22 апреля каждого года проводится этот день. По традиции в этот день все желающие принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, различных экологических мероприятиях. Мы тоже принимаем активное участие во всех мероприятиях, которые проводятся не только в этот день, но и в рамках экологического месячника в апреле. (слайд 10)
Озеленение
Лес в наши дни испытывает на себе сильное влияние со стороны человека.
Это влияние не только велико, но и очень разнообразно. Тут и сплошные рубки, и массовый туризм, и выпас скота…
Вмешательство человека в жизнь леса нельзя остановить. Оно неизбежно будет продолжаться и дальше. Но всем нам надо стремиться к тому, чтобы лес как можно меньше страдал от нашего вмешательства в его жизнь. Как же этого достичь? Что для этого нужно?1
Учащиеся нашей школы являются членами школьного лесничества, которое

участвует в проекте «Возродим наши леса». Мы заложили небольшой лесопитомник на пришкольном участке. Места он занимает немного – одна-две грядки под семена и столько же под однолетние или двулетние сеянцы. Здесь мы изучаем способы выращивания деревьев из семян. Так ребята смогут проследить за ростом дерева от семечка до стройного молодого деревца, которое они высадят на постоянное место. Сегодня сложно договориться с саженцами, но из этого положения есть выход.Во-первых, можно проредить дикую поросль в лесу, согласуя это с лесником. Во-вторых, мы сами заготавливаем семена ели, дуба, сосны и других деревьев и сами выращиваем саженцы в школьном лесничестве. На территории нашего школьного двора посажены почти все виды деревьев и кустарников, которые растут в окрестных лесах. (слайд 11)
Кроме работы в школьном лесничестве мы оказываем помощь Никольскому лесничеству, который находится на территории нашего района. Весной участвуем в посадке саженцев, уборке леса, осенью собираем желуди, зимой – еловые и сосновые шишки для семян. Сотрудничество с Никольским лесничеством оказывает нам помощь и дает большой опыт в работе школьного лесничества.
Мусор
Это бич наших лесов и рек. После человека остается огромное количество
_____________________________________________________________________________________________ 1.Цит.по кн.: Лес и его жизнь. М. Просвещение, 1986. С.5-6.
мусора. Особенно часто загрязняют весной, летом, осенью, с началом дачного сезона и в праздничные дни, в период наплыва городских жителей в сельскую местность, и на природу. Мы собираем мусор на загрязненных человеком участках: вдоль дорог, в лесах, в оврагах, на обочине автотрассы Казань – Камское Устье. В некоторыхместах, часто посещаемых людьми, установлены специальные контейнеры для мусора, это немного облегчает работу. Может быть, это не очень интересное дело, но зато очень конкретное и важное. (слайд 12)
Наши пернатые друзья
В копилке добрых дел учеников нашей школы – помощь птицам в нелегкий для них период зимовья. Каждый год в ходе акции «Каждой пичужке по кормушке», среди учащихся 5-6 классов проводится конкурс на лучшую кормушку. Каких только кормушек не изготавливают они: из дощечек, картона, пластиковых бутылок и т.д. Каждый хочет быть первым. Кормушки ребята развешивают на деревьях на территории школы, детского сада и следят, чтобы они не пустовали без корма. Благодаря подкормке значительно повышается общая жизнедеятельность кормящихся птиц. Подкормившись на кормушке, они начинают усиленно разыскивать корм на деревьях в районе расположения кормушки.
Подкормка птиц, кроме того, может задержать их на гнездовании близ места
подкормки. Наблюдения показывают, что старые птицы обязательно улетят к местам своего прошлогоднего размножения, а молодые, гнездящиеся впервые, могут загнездиться на новом месте. (слайд 13)
В первый же день после весенних каникул все ученики школы по традиции, которая заложена уже давно, приносят скворечники, которые смастерили во время каникул, кто сам, а кто-то с помощью отца или старшего брата. Старшеклассники развешивают их на деревьях в ближайших лесах.(слайд 14)
Биоразнообразие
Одна из важнейших современных проблем – сохранение видового разнообразия на планете. В результате непродуманной деятельности человека уже исчезли и продолжают исчезать многие виды растений и животных. А ведь каждый из них уникален, и утрата его безвозвратна. У нас в стране исчезает примерно 1 вид млекопитающих за 3-5 лет, ежегодно мы
теряем, по-видимому, несколько видов во всех группах животных и растений1. (слайд 15)
Биоразнообразие сельскохозяйственных экосистем – удобный объект для исследовательской работы школьников разного возраста.
Учащиеся 6-7 классов изучают флору конкретных растительных сообществ: поля, огорода, сада, лесопосадки, леса, луга, растений водоема,
Определяют видовой состав мусорных (рудеральных) растений своего и школьного двора.
Учащиеся 8-9 классов изучают флору окрестностей населенного пункта: лекарственные, кормовые или медоносные растения, редкие виды.
Весной на наших лесах расцветают первоцветы. Некоторые из этих цветов занесены в Красную книгу и находятся на грани истребления. Первоцветы в наших лесах образуют, правда,не везде, сплошные красочные ковры, которые люди постепенно уничтожают. Поэтому надо приложить все усилия, чтобы
_____________________________________________________________________________________________ 1.Экологические проблемы: острота ситуации//Биология в школе. №3. 1989. С. 7.
эта красота радовала не только нас, но и будущие поколения. Мы проводим экологическую работу по сохранению видов, произрастающих в цветниках, в садах, разъясняем правила сбора декоративно-лекарственных растений.
Чистый родник
Каждую весну наша школа проводит акцию «Чистый родник». Учащиеся нашей школы взяли шефство над родниками, которые дарят нам живительную влагу. У каждого класса есть закреплённый родничок, за которым они ухаживают целый год. Всем приятно пить воду из чистого родника, в котором нет мусора, который удобен для пользования. Но многие родники требуют очистки от мусора, веток, бревен.В 2008 году были взяты
пробы воды на лабораторные испытания из родника «Баллы чишмэ». По результатам исследования химический состав воды соответствует требованиям СанПиНа 2.1.4.1175-02, ГН2.1.1315-03. (слайд 16)
Количественный химический анализ воды показал, что у воды родника «Баллы чишмэ» очень низка перманганатная окисляемость. Если посмотреть на величину допустимого уровня по СанПиНу результаты исследования показали, что такие ядовитые компоненты как фенол, железо, цианиды, кадмий, все остальные имеют низкое содержание в нашей воде, но нитраты превышают норму на 2 мг/л, так как пробы были взяты в начале лета, поэтому возможно произошло попадание талых вод в родниковую воду. Полезность нашей воды мы видим в низкой окисляемости, и по этим показателям они даже схожи с водами горных рек.
На родники можно специально изготовить деревянные желоба, чтобы удобнее было брать воду. Но главное,чтобы эта акция не была одноразовой. Родники не надо забывать, о них надо заботиться постоянно,из года в год. Тогда и они всегда будут радовать вас чистой водой.
Заключение
Нашу голубую планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблем, летящим по просторам Вселенной. А человечество – экипаж этого корабля. Красивое сравнение. В чем-то даже мудрое. Но все мы должны осознать, что у нашего корабля Земля нет аварийного выхода. Зато есть множество вопросов: когда наши города и села станут чистыми, зелеными, красивыми? Как определить степень загрязнения окружающей среды в районе школы? Какими экологическими правами обладает гражданин? Кто несет ответственность за разрушение здоровья людей выбросами промышленных отходов? Как спасти наши родники, реки и водоемы, животный и растительный мир от гибели? Какими должны быть основы экологических знаний?
Древние цивилизации представляли себе Землю в образе божества, материнского и плодородного, а людей – детьми, которых она питает. Время мифов прошло. Да и отношение человека к своей родной планете изменилось. Однако оно не должно быть менее уважительным и разумным. Нам нужно беречь богатство планеты – воздух, воду, землю. Мы должны это сделать, если хотим быть здоровыми, если хотим выжить.
Да, мы хотим выжить. И поэтому учащиеся нашей школы ведут активную практическую природоохранную деятельность, хотя и в малых масштабах. А ведь все собирается из капель. Поэтому, наверное, и жива наша планета, потому что таких школ, как наша, я думаю очень много. (слайд 17)

_______________________________________________________________________________
1.Экология и здоровье//Биология в школе. №3. 1990. С.4.

Использованная литература:
1. Биология в школе. 1989. №3. С. 4.
2. Биология в школе. 1990. №3. С. 3.
3. Биология в школе. №3. 1990. С.4.
4. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс! Москва, Просвещение, 1995.
5. Кузнецов В.Н. Экология России. Москва. АО МДС, Юнисам, 1995.
6. Петров В.В. Лес и его жизнь. Москва. Просвещение, 1986.
7. bibliotekar.ru›economicheskaya-statistika/

Источник: http://konkurs-multimedia-urok.letitbit.net/download/2040520e7a5c13e5bb3de9900f72f5af0/________.rar.html
Категория: Экология | Добавил: naziya2012 (23.03.2012) | Автор: Гатауллина Назия Рауфовна E
Просмотров: 1360 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]