Понедельник, 22.01.2018, 09:35
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Экономика

Интелектуальная викторина "Своя игра"
Интеллектуальная викторина «Своя игра».
Цели - обобщение и систематизация ЗУН по курсу «Экономическая статистика» студентов третьего курса специальности «Государственное и муниципальное управление»
Образовательные задачи:
1. Формировать навыки самостоятельной работы
2. Совершенствовать практические навыки получения и обработки статистических данных, умение выполнять необходимые расчеты и формулировать основные выводы, использовать в работе справочный материал и средства вычислительной техники.
Развивающие задачи:
1. Развивать самостоятельность суждений, творческое мышление, умение сопоставлять делать выводы, оценивать свои и чужие достижения;
Воспитательные задачи:
1. Развивать инициативность, умение работать в группе,
2. Формировать чувство ответственности за выполняемую работу;
Методы и приемы:
1. Игровые (деление на команды)
2. Информационно-коммуникативные технологии (использование презентации);
3. Практические (решение задач)
4. Словесные (инструкция, пояснение)
Время реализации мероприятия – 80 минут
ЗУН, которые актуализируют, закрепят участники в ходе мероприятия –
Знания – используют специфические сведения, полученные на уроках;
Умения – закрепят умения работать в коллективе товарищей, договариваться;
Навыки – расчет экономических показателей и формулирование выводов на основании расчетов;
Необходимое оборудование и материалы – распечатанные задачи, таблицы самоконтроля; калькуляторы, визуальные сигналы для каждой команды (флажки).
Дидактическое обеспечение мероприятия - видео проектор, экран, компьютер, презентация(http://mm-festival.letitbit.net/download/20ca041818a0fb0ee41be3f5ad698f60d/RusskihEC.ppt.html)

Ход и содержание мероприятия деятельность учителя и учеников

Мотивация учащихся.
Здравствуйте. Сегодня мы обобщим и систематизируем полученные знания по предмету «Экономическая статистика» по следующим темам:
1. Введение в предмет «Статистика»
2. Статистическое наблюдение
3. Статистика населения и трудовых ресурсов
4. Статистика цен
5. Статистика экономического раз вития страны
Это поможет вам подготовиться к зачету по предмету и заработать в свою копилку дополнительные баллы. Наша работа будет проходить в форме интеллектуальной викторины «Своя игра». Игра подразумевает соревновательный момент, поэтому я предлагаю разделиться на 3 группы. Подойдите, выберите фишки с номерами. Разделитесь на группы по цвету фишки, займите свои места.
Порядковый номер на вашей фишке определяет порядок при ответах на вопросы игры в вашей команде. Мои помощники, жюри и главные статистики - Анна и Евгения.
В нашей игре 5 раундов, 3 коллективных, 2 индивидуальных.
Перед вами лист индивидуальных достижений, каждый самостоятельно будет вписывать в неё баллы за каждый раунд в соответствии с таблицами расчетов. В конце игры рассчитаем рейтинг и выявим лидеров. Заполните верхнюю строчку индивидуального листа контроля. И так, «своя игра» начинается…
Первый раунд игры
Первый раунд - коллективный. Право ответа получает команда первой поднявшая сигнал (флажок). Обсуждение вопроса в группе 5 секунд. Выбирайте тему, стоимость вопроса. Жюри запишет заработанные баллы в рейтинг вашей группы, вы можете дублировать баллы в лист индивидуального контроля. И так, выбирайте вопросы соответствующей стоимости – от одного до пяти баллов.
Тема 1. Введение в предмет «Статистика»
1.1. Термин происходит от латинского слова, и обозначает «положение, состояние вещей, явлений» («статистика»)
1.2. В дискретном вариационном ряду распределения варианты признака задаются … (Конкретными числами)
1.3. Распределение единиц изучаемой совокупности на группы по определенным существенным для них признакам (Группировка)
1.4. Назовите вид относительного показателя динамики, если сравнение данных производится с уровнем предшествующего периода (цепной)
1.5. Сколько значений может принять группировочный альтернативный признак (2)
Тема 2. Статистическое наблюдение
2.1. Массовое, планомерное, научно-организованное исследование явлений социальной и экономической жизни, заключающееся в регистрации отобранных признаков у каждой единицы статистической совокупности (Статистическое наблюдение)
2.2. По мнению ученых, эта форма обобщения материала является самой наглядной и рациональной (Таблица)
2.3. Они бывают фигурными, квадратными, круговыми, ленточными (Графики)
2.4. Способ наблюдения, при котором источником сведений являются данные, полученные со слов опрашиваемого (опрос)
2.5. Наблюдение, при котором обследованию подвергаются все без исключения единицы изучаемой совокупности (Сплошное)
Тема 3. Статистика населения и трудовых ресурсов
3.1. Основной источник данных о составе населения (Перепись)
3.2. Главным способом для исчисления податных душ и народонаселения царской России служили… (ревизии)
3.3. Каким методом статистического исследования пользуются переписчики для получения необходимых сведений (опрос)
3.4. Население, проживающее на обследуемой территории, независимо от места нахождения на момент учета (Постоянное)
3.5. Вид миграции, обозначающий ежедневное передвижение людей от места жительства к месту работы или учебы (Маятниковая)
Тема 4. Статистика цен
4.1. кризисное состояние денежной системы (инфляция)
4.2. Процесс формирования цен на товары и услуги (ценообразование)
4.3. экономический посредник и соизмеритель при обмене товара на деньги (цена)
4.4. Движение стоимости без участия наличных денег
(Безналичное обращение)
4.5. Цена на товар, продаваемый в личное потребление в малых, единичных количествах (Розничная цена)
Тема 5. Статистика экономического раз вития страны
5.1.Естественные ресурсы, которые могут быть вовлечены в процесс общественного производства (Природные ресурсы)
5.2. Элемент национального богатства, совокупность произведенных общественным трудом материально-вещественных ценностей, которые в своей натуральной форме используются в народном хозяйстве, производстве (машины, здания, сооружения)
(Основные производственные фонды)
5.3. Совокупность материальных ресурсов, накопленных продуктов прошлого труда, учтенных и вовлеченных в экономический оборот природных богатств, которым общество располагает на определенный момент времени (Национальное богатство)
5.4. Показатель характеризующий объем произведенной продукции (в стоимостном выражении) на 1 рубль стоимости основных фондов. Является обратной величиной фондоотдачи. (Фондоемкость)
5.5. Все издержки (затраты), понесённые предприятием на производство и реализацию (продажу) продукции или услуги. (Себестоимость)

Раунд закончен. Согласно расчетной таблице (слайд 4) вычислите баллы. Этот балл занесите в личную карточку
(Например: 75 максимальное количество баллов в раунде = 100%; если группа заработала 38 баллов за верные ответы, то 38 * 100 : 75 = 50,6%, соответственно таблице группа получает за раунд 4 балла)

Второй раунд – индивидуальная работа. Подойдите к столу и возьмите по 2 задачи. Время работы с задачами – 15 минут. Максимальное количество баллов за раунд – 5. (слайд 60). Правильность решения и выводов проверит жюри.

Третий раунд – групповая игра. Правила не меняются. Время обдумывания не более 10 секунд, первыми отвечают те, кто раньше поднимет сигнал. Стоимость вопроса увеличивается. Максимальное количество баллов за раунд – 10(слайд 58).

1. Введение в предмет «Статистика»
3.1.1. Значение изучаемого признака, который повторяется с наибольшей частотой называется… (Мода)
3.1.2. Значение признака, приходящееся на середину ранжированной (упорядоченной) совокупности называется…( Медиана)
3.1.3.. Операция по подсчету общих итогов по совокупности единиц наблюдения (Простая сводка)
3.1.4. В интервальном вариационном ряду распределения варианты признака задаются… (интервалом)
3.1.5. Какое значение можно определить с помощью формулы Стерджесса:
n = 1 + 3,322 x lgN (Число групп совокупности)
2. Статистическое наблюдение
3.2.1. Отчетность, предоставляемая только один раз, по мере необходимости, без определенной периодичности
(Единовременная отчетность)
3.2.2. Совокупность социально-экономических явлений и процессов, которая подвергается статистическому наблюдению
(Объект статистического наблюдения)
3.2.3.Это момент времени (год, день, час) по состоянию на который производиться регистрация собираемых сведений в процессе статистического наблюдения
(Критический момент статист. наблюдения)
3.2.4. Аналитические показатели рядов динамики, характеризующие интенсивность изменения уровня от одного периода к другому в пределах того промежутка времени, который исследуется (Цепные показатели)
3.2.5. Аналитические показатели рядов динамики, характеризующие итоговый результат всех изменений в уровнях ряда от периода базисного уровня до данного i-го периода (Базисные показатели)
3. Статистика населения и трудовых ресурсов
3.3.1. Механическое движение населения (Миграция)
3.3.2. Для каких целей в статистических расчетах используют коэффициенты дожития
(узнать перспективную численность населения)
3.3.3. совокупность людей, проживающих в пределах определенной территории: части страны, всей страны, группы стран, всего земного шара. (Население)
3.3.4. Часть населения страны, которая фактически занята в экономике или же не занята, но способна к труду по возрасту и состоянию здоровья, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве.
(Трудовые ресурсы)
3.3.5. Изменение численности населения за счет демографических факторов (рождаемости и смертности)
(Естественное движение населения)
4. Статистика цен
3.4.1. количество товаров, которые предложены производителями по определенной цене в определенное время (предложение)
3.4.2. Желание и возможность потребителя купить конкретный товар, услугу по определенной цене, в определенное время (спрос)
3.4.3. Средства полученные предприятием изготовителем от реализации единицы товара после уплаты налогов и других обязательных платежей (чистая, балансовая прибыль)
3.4.4. Назовите вид инфляции, при которой в экономике происходит: снижение производительности труда, повышение заработной платы, сокращение предложения товаров и услуг. (Инфляция предложения)
3.4.5. Самый распространенный показатель инфляции, характеризующий изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги приобретаемые для личного потребления.
(ИПЦ – индекс потребительских цен)
5. Статистика экономического раз вития страны
3.5.1. Коэффициент, показывающий долю всех зачисленных основных фондов в отчетном периоде к их общему объему на конец периода (Коэффициент поступления)
3.5.2. Общая рыночная стоимость полного объема конечных товаров и услуг произведенных в экономике за определенный период времени (обычно год) (ВВП – валовый внутренний продукт)
3.5.3. Затраты, связанные с производством и обращением произведенных товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. (Издержки производства)
3.5.4. Результативность деятельности предприятия, показывающая соотношение прибыли с издержками производства (рентабельность)
3.5.5. Структурная перестройка экономики в соответствии с потребностями технологического и социального прогресса. (Экономическое развитие)

Раунд закончен. Согласно расчетной таблице вычислите баллы. Этот балл занесите в личную карточку (слайд 58, расчет аналогичен первому раунду)

Четвертый раунд – коллективное решение задачи. На обсуждение и решение 10 минут. Правильность решения и выводов проверит жюри. Максимальное количество баллов за раунд -5.

Пятый раунд – индивидуальный. Каждый из вас может заработать 1 балл в личную копилку. Посмотрите на темы (список тем). Раскройте наиболее близкую для вас. Помощь группы приветствуется. Время для обсуждения – 2 минуты.

Рефлексия деятельности - индивидуальные задачи проверены (жюри объявляет полученные баллы за решение задач). Заполняйте до конца лист самоконтроля, находите среднюю из суммы полученных в течение игры балов. Эта цифра, которая получилась в вашем листе и есть оценка, полученная вами на сегодняшнем уроке.
Что вам понравилось сегодня на уроке.
Что вызвало затруднения.
Какую оценку вы можете поставить своему коллективу за работу и помощь.
Спасибо за работу

В помощь учителю
Игра построена таким образом, чтобы можно было менять организацию студентов на уроке. Групповая работа в первой и третьей части урока более продуктивно проходит с использованием визуального ряда, что обеспечивается применением презентации.Презентация является главной «нитью» организации работы на уроке. В первой и третьей часть урока ученики самостоятельно могут выбирать тему и «стоимость» вопроса. Для того, чтобы открылся текст выбранного вопроса нужно «щелкнуть» по зеленому значку со знаком вопроса, затем, вернувшись к таблице с вопросами «щелкнуть» по цифре в выбранном ранее поле, цифра исчезнет.
Программное обеспечение для проведения урока может легко «трансформироваться». Любой педагог, обладающий навыками работы с ПК, сможет подготовить и провести свой, индивидуальный урок на выбранную им тему. Нужно лишь вписать свои темы и вопросы в презентацию - и ваш урок готов!

Список ссылок, учебной и дополнительной литературы
1. Статистика [ТЕКСТ]: учебное пособие для средне специальных учебных заведений/ В.С. Мхитарян, Т.А.Дуброва, В.Г.Минашкин.-М.: Издательский центр «Академия», 2004г.- 272 с.
2. Экономическая статистика [ТЕКСТ]: учебное пособие. Чернова Т.В Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. 140 с
3. http://vsempomogu.ru/statistika/331-8.html
4. Labirint.ru
5. bibliotekar.ru

Ссылка на презентацию и приложения:
http://mm-festival.letitbit.net/download/06a10fee62ef755558467342b17cf2716/RusskihES.zip.html
Категория: Экономика | Добавил: elenaomut (26.06.2012) | Автор: Русских Елена Станиславовна E
Просмотров: 883 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]