Пятница, 03.05.2024, 00:15
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Интегрированные уроки

Применение информационных технологий , на интегрированных уроках биологии
Применение информационных технологий , на интегрированных уроках биологии
автор: Зайцева Светлана Юрьевна , учитель биологии
ГОУ СОШ №1350, город Москва, ЮВАО

Основными целями и задачами современного образования является формирование у школьников целостного взгляда на мир, представление о единстве и многообразии общества, способности ориентироваться в современном пространстве , И решению этих задач поможет использование ИКТ в процессе обучения. Использование ИКТ на уроках биологии – одно из основных средств достижения учебных целей, которое обогащает учебный процесс и способствует развитию личности ученика, и профессионализма учителя. Использование ИКТ эффективно на уроках изучения нового материала, повторении, рефлексии, тестировании, отработке некоторых умений и навыков учащихся, в дистанционном обучении, а также во время проведения биологического практикума. Информационная поддержка предмета, выражается в использовании мультимедийных энциклопедий электронных учебников по биологическим и экологическим дисциплинам :«1С: Школа. Экология, 10-11 классы», «Просвещение. Биология», «Экология», «Открытая биология. Компьютерные модели помогают учащимся рассмотреть природные явления, процессы с разных точек зрения. В моем кабинете имеется один персональный компьютер, на котором установлен компьютерный курс, использующийся в демонстрационном режиме .
В целях преодоления информационной перегруженности образования, его отчужденности от реальных потребностей школьников .Учащихся необходимо готовить к восприятию природной и социальной среды как взаимосвязанной и взаимозависимой системы и в этом помогают применение ИКТ и интеграция с другими предметами.
Предлагаю пример проведения такого интегративного урока с применением ИКТ по теме: «Дыхание растений»
Методические рекомендации для проведения урока:

Интегративным урокам присущи значительные педагогичес¬кие возможности. Из методов обучения на ин¬тегративном уроке мной использовались частично-поисковый, а тек же проб¬лемный методы изложения учебного материала. Технологии ИКТ , критического мышления и другие. В структуру методов мной были включены следую-щие методические приемы:
1) анализ и корректи¬ровка способов познания
2) создание проб¬лемных ситуаций
3) противоречия повседневного и научного познания , для активизации познавательной деятельности учеников
4) задания на обнаружение в учебных текстах ,рисунках и схемах неточностей.
5) Использование элементов критического мышления

В начале урока перед учащимися ставится проблемный вопрос «Могут ли растения дышать? Если да, то как это происходит? Каков биологический смысл этого процесса? ». Вторая часть урока посвящена доказательству наличия процесса дыхания у растений с помощью опытов, материала учителя в виде рассказа и компьютерной презентации, самостоятельной работы учащихся по теме . При проведении урока, учитывая уровень подготовленности конкретного класса ,особенности возрастных параметров учеников . В основном стараюсь использовать активные формы организации урока, направленные на увеличение познавательного интереса учеников к данной проблеме. Наиболее эффективной формой освоения материала стал урок – практикум с элементами ИКТ, в игровой форме . Предлагаю фрагмент такого урока.

План-конспект интегративного урока с применением ИКТ ( биология, химия, экология, информатика)
на тему «Дыхание растений « 6 класс,
Программа А.И. Никишова. Учебник А.И. Никишов «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», изд. Владос, М, 2005 год

Проблемный вопрос : Могут ли дышать растения, почему растения погибают при недостатке кислорода в воздухе?
Гипотеза: Растения погибают при недостатке кислорода, так как кислород необходим для дыхания растения и получения им энергии на все процессы жизнедеятельности.

Цель урока: познакомить учащихся с процессом дыхания у растений; сравнить между собой процессы дыхания и фотосинтеза
Задачи урока:
1.выяснить, что основным значением дыхания является окислении сложных веществ с выделением энергии;
2. рассмотреть процесс газообмена в растениях;
3.доказать, что дыхание и фотосинтез – два противоположных процесса;
4. Доказать что охрана воздуха от загрязнений крайне необходима для всего живого
Оборудование: презентация «Строение листовой пластинки »; опыты, демонстрирующие дыхание листьев растения: комнатное растение фиалка, стеклянные колпаки, раствор известковой воды, спички, приборы для получения кислорода и углекислого газа; прибор для определения углекислого газа при дыхании; проектор; учебный текстовый материал.

Учебный материал: процесс дыхания у растений

Основные понятия : фотосинтез, дыхание, первоначальные понятия о кислороде и углекислом газе.

Что осваивают учащиеся:
1) Дыхание у растений связано с окислением сложных веществ и выделением энергии;
2) Процесс обмена газами у растений
3) Дыхание и фотосинтез – два противоположных процесса.
Ход занятия:

Вступительное слово : Учитель биологии :. Сегодня у нас с вами интегрированный урок, то есть урок содержащий элементы разных наук.
Нам будет помогать учитель химии Андрюшин Вадим Николаевич. На уроке нам предстоит разобраться с вопросом : «Могут ли дышать растения?». Запишем в тетради тему «Дыхание растений». Но прежде чем нам перейти к новому материалу, необходимо вспомнить один из важнейших процессов, происходящих в растениях – это фотосинтез. Для этого посмотрим презентацию «Фотосинтез» и заполним часть таблицы ( заранее учащимся выдается задание на урок на листках).

Задание 1. Направлено на повторение процесса фотосинтеза.
Заполнить таблицу, опираясь на предыдущие знания (Презентацию учителя «Фотосинтез»).
Проверка задания по слайду и выставление оценки. 1ош – 5б, 2- 4, 3-3, 4-2

Учитель химии: В процессе фотосинтеза участвуют два газообразных вещества: кислород и углекислый газ. Давайте выясним их свойства.

Задание 2. Изучение дополнительного материала о кислороде и углекислом газе ( презентация учителя химии « кислород и углекислый газ»)

А можно ли данные газы практически распознать, доказать их наличие? Давайте попробуем проделать опыты.

Учитель химии:
1. Демонстрация опыта «Получение кислорода» и горении тлеющей лучины в кислороде.
2. Демонстрация опыта «Получение углекислого газа» и погасание горящей лучины в углекислом газе, помутнение известковой воды.
Вывод: углекислый газ не поддерживает горение (занести в таблицу в приложении 2)

3. Изучение дополнительного теоретического материала в парах.

Задание 3
Взяли два растения хлорофитум и поместили под стеклянные колпаки. Рядом с растениями поставили стакан с известковой водой. Одно растение поместили в темный шкаф, а другое – оставили на свету. В течение недели наблюдали за окраской известковой воды в стаканчиках. Известковая вода в стаканчике, который находился в темноте, помутнела, а в стаканчике, который находился на свету – не изменила цвет.
Учащиеся могут сделать неправильный вывод : растения дышат только в темноте, а на свету идет процесс фотосинтеза.
Учитель исправляет -растения живые организмы и они дышат круглосуточно. Какой процесс происходит на свету? Фотосинтез. При фотосинтезе выделяется кислород и поглощается углекислый газ. А что происходит при дыхании растений. В процессе дыхания поглощается кислород, а выделяется углекислый газ.
Почему же известковая вода не изменила цвет в стаканчике , который стоял на свету? В стаканчике, который стоял на свету, известковая вода не изменила цвет потому, что дыхание и фотосинтез – два противоположных процесса и они уравновешивают друг друга.- записать в тетрадь). В каких органоидах происходит процесс фотосинтеза – в хлоропластах . А в каких же органоидах происходит процесс дыхания? Процесс дыхания происходит в цитоплазме и митохондриях.

Учитель биологии:
Мы повторили процесс фотосинтеза и дыхания растений. Оба этих процесса связаны с газообменом? Закрепим полученные знания.

Рефлексия
Вам дана схема. Необходимо соединить стрелками процессы дыхания и фотосинтеза с веществами, которые участвуют в этих процессах. (Проверка схемы на компьютере)
Проверка по слайду.
Заключение учителя. Выставление оценок за урок

Домашнее задание: п.29 рабочая тетрадь: зад.№1, №2.
Творческие задачи. Проектная работа для одаренных детей

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Особенности процесса

Фотосинтез Дыхание
В каких клетках происходит процесс?

Какой газ поглощается?

Какой газ выделяется?

Что происходит с органическими веществами?

Какова роль энергии света ?

Что происходит с энергией?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Признаки Кислород Углекислый газ
(оксид углерода (IV))
Химическая формула О2 СО2
Относительная молекулярная масса (Mr) Mr(O2) = 2•Ar(O) = 2•16 = 32 Mr(СО2) = Ar© + 2•Ar(O) = 12 + 2•16 = 44
Содержание в воздухе 20,946 % 0,035 %
Физические свойства Газ, без цвета, вкуса и запаха. Плохо растворим в воде ( в 100 объемах воды растворяется 3 объема кислорода). Бесцветный газ со слегка кисловатым запахом и вкусом. Хорошо растворим в воде.
Относительная плотность по воздуху
Д(O2) = Mr(O2)/ Mr(воз.) = 32/29 = 1,1035
Тяжелее воздуха Д(СО2) = Mr(СО2)/ Mr(воз.) = 44/29 = 1,5172
Тяжелее воздуха
Отношение к горению (по результатам опыта)
Взаимодействие с известковой водой.

Отношение к дыханию

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
«История открытия кислорода»
Еще в начале XVII века газ, позднее названный кислородом, был выделен изобретателем подводной лодки К. Дреббелем, который установил его способность поддерживать дыхание. Однако результаты этих исследований были засекречены из-за их военной направленности, и поэтому они не были известны современникам. В 1750г. М.В.Ломоносов на основании своих опытов доказал, что в состав воздуха входит вещество, окисляющее металл.
В 1771г. это вещество было получено шведским химиком Карлом Вильгельмом Шееле.
В 1774г. английский химик и философ Джозеф Пристли нагревал красный оксид ртути HgO, направляя на него солнечные лучи с помощью увеличительного стекла. При этом он получал газ, который считал воздухом. Пристли писал: «Этот воздух не поглощался водой. Каково же было мое изумление, когда я обнаружил, что свеча горит в этом воздухе необычайно ярким пламенем». Он поместил двух мышей, одну – в сосуд с обыкновенным воздухом, а другую – в такой же сосуд с полученным им газом. Первая мышь быстро начала задыхаться. А вторая в это время еще чувствовала себя хорошо и активно двигалась. Ученый и сам пробовал дышать полученным газом и нашел, что им дышится особенно легко и приятно. Открытый Пристли газ и был кислород.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1 Холл Д., Рао К. Фотосинтез: Пер. с англ. — М.: Мир, 1983.
2 Физиология растений / под ред. проф. Ермакова И. П. — М.: Академия, 2007
3 Молекулярная биология клетки / Альбертис Б., Брей Д. и др. В 3 тт. — М.: Мир, 1994
4 Рубин А. Б. Биофизика. В 2 тт. — М.: Изд. Московского университета и Наука, 2004.
5 Чернавская Н. М., Чернавский Д. С. Туннельный транспорт электронов в фотосинтезе. М., 1977.
6 В. Любименко. Влияние света на усвоение органических веществ зелёными растениями // Известия Императорской Академии наук. VI серия. — 1907. — № 12. — С. 395—426, с 6 табл.
7 Первый конкурс педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе»: Факультет «Реформа образования» МИР «ЭкоПро» URL: http://edu-reforma.ru/index/pervyj_konkurs_pedagogov_quot_aktivnye_metody_obuchenija_v_obrazovatelnom_processe_quot/0-68 [страница Конкурса] (дата обращения: 12.06.2011
8 Технология интерактивного обучения: Электронный курс.: Факультет «Реформа образования» МИР «ЭкоПро». URL: http://www.moi-universitet.ru/list/e-courses/list-mod [Бесплатная электронная почтовая рассылка]
9 Факультет «Реформа образования»: Мой университет. МИР «ЭкоПро». URL: http://www.edu-reforma.ru [официальный сайт]
10 • Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Онлайн просмотр документа. / Российская Государственная Библиотека. т.1: А — Александр Михайлович. URL: http://dlib.rsl.ru/view.php?path=/rsl01004000000/rsl01004103000/rsl01004103481/rsl01004103481.pdf#page196 (дата обращения: 11.06.2011)
Категория: Интегрированные уроки | Добавил: Zaytseva (02.11.2011) | Автор: Зайцева Светлана Юрьевна E
Просмотров: 2122 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]