Пятница, 29.03.2024, 12:45
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Интегрированные уроки

Применение интеграции на уроках биологии посредством использования ИКТ.
Автор статьи: Шапошникова Татьяна Сергеевна, учитель биологии первой
квалификационной категории МОУ «Ягринская гимназия» г. Северодвинска,
Архангельской области.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ.

Одной из главных задач образования является подготовка ребёнка к современной жизни. И подготовка эта происходит через формирование у него необходимых компетенций. Одним из способов их формирования является интеграция учебных дисциплин.
Интеграция в переводе - сближение, налаживание тесных связей.
Проблеме интеграции, то есть объединение знаний разных предметов, в настоящее время уделяется большое внимание. Это вызвано необходимостью, дать представление о природе, как о едином целом, характеризующемся общими процессами и управляемом общими законами. Интеграция оживляет образовательный процесс, экономит учебное время, избавляет от утомляемости, ориентирует мышление на будущее.
Интеграция в школе осуществляется на 3 уровнях:
1. Межпредметные связи. Данный тип интеграции предполагает привлечение на уроки по данному предмету понятий образов, представлений из других предметов.
2. Интегрированные уроки.
3. Интегрированные учебные курсы. Этот уровень предусматривает рассматривание комплекса проблем и явлений, которые по своей сути требуют знаний из разных дисциплин, например курс, естествознание.
Интегрированные уроки – это самая эффективная форма реализации межпредметных связей, если в школе не проводятся специальные курсы, например, по естествознанию.
Специфика таких уроков состоит в том, что они проводятся совместно учителями двух или нескольких смежных предметов. Особенно важно продумывать методику проведения урока. Заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Сроки изучения различных аспектов комплексной проблемы в смежных дисциплинах должны предшествовать обобщению, тогда не будет нарушена логика изучения каждого отдельного предмета. Поэтому уроки целесообразно проводить после усвоения учащимися большого раздела курса или в конце учебного года.
Часто таким урокам предшествует организация опережающих домашних заданий, которые предлагается отдельным ученикам по одному из предметов или всему классу в целом. Домашние задания на этих уроках имеют свою особенность: они задаются сразу по двум или нескольким учебным предметам. Оценка деятельности специфична: если ученик дает ответ по одному предмету, ему ставится оценка по данному предмету; Если по двум дисциплинам или если он обобщал знания из смежных предметов, то оценка выставляется по этим предметам.
Цели и задачи интегрированных уроков.
В результате полученных знаний на уроках биологии учащийся должен получить целостную картину мира, единое представление о природе. Как раз такие возможности дает использование интегрированных уроков. На таких занятиях есть возможность синтезировать знания, полученные на разных предметах, дают возможность осмысливать новые явления и полученные раннее знания по-новому, что ведет к развитию аналитической деятельности учащихся.
На интегрированных уроках происходит формирование целостной, самостоятельной, ответственной и творческой личности.
Предмет биологии относится к предметам естественно-научного цикла, в котором, имея опыт и профессионализм можно практически на каждом уроке использовать элементы интеграции даже одному учителю. Такое возможно, если есть опыт проведения интегрированных уроков и если учитель владеет несколькими предметами. Например, являясь учителем биологии и химии, я могу самостоятельно проводить подобные занятия или использовать элементы интеграции практически на всех уроках биологии. Крупные интегрированные уроки необходимо проводить бинарные, используя опыт и возможности нескольких учителей.
Интеграция дисциплин естественнонаучного цикла способствует комплексному изучению и формированию у учащихся знаний об изучаемых биологических процессах, которые носят не только описательный характер, но часто и поисковый, что актуально для нашей действительности. В результате проведения интегрированных уроков происходит развитие умения обобщать, синтезировать знания из смежных учебных предметов, обеспечивается преемственность знаний, повышает самостоятельность и эрудицию учащихся, формирует целостное мировоззрение.
Можно выделить классификацию таких уроков по дидактическим целям:
- изучение нового материала;
- систематизация и обобщение знаний;
- комбинированные уроки.
Интегрированные уроки по учебным предметам делятся на: гуманитарные; естественно – математические; комплексные уроки.
Выделим три этапа подготовки к интегрированному уроку:
1. Консультации с учителями предметниками.
2. Составление проблемных вопросов, задач, направленных на активизацию имеющихся знаний.
3. Подбор наглядного материала (таблицы, схемы, выдержки из текса).
Для проведения интегрированных уроков, можно предложить несколько форм:
симпозиумы, семинары, путешествия, деловые игры, круглые столы, комбинированные и т.д.
Для проведения интегрированного урока необходимо:
- определить тему или целый раздел в биологии, который будет максимально перекрываться с другими науками естественно – научного или даже гуманитарного цикла, определить эти науки;
- четко сформулировать цель интегрированного урока;
- требуется тесное сотрудничество учителей (если урок проводится двумя или более учителями разных дисциплин), тщательная координация их действий;
- составить четкую, логическую структуру урока, в тоже время присутствует большая информативность учебного материала, но логически выстроенная с помощью межпредметных связей;
- при планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.
- при необходимости дать заранее домашние задания;
- использовать приемы обратной связи, так как вследствие сложности изучаемого материала закрепление должно проводиться на всех этапах урока;
- обеспечить преемственность на всех этапах урока.
Используя данные принципы можно создать, целую систему уроков межпредметного характера. Варианты интегрированных уроков разнообразны. Интегрированные уроки бывают: целостными и фрагментарными. Интеграцию на весь урок удаётся организовать редко. Фрагментарные уроки позволяют рассмотреть небольшой круг вопросов.
На этих уроках формируются следующие компетенции:
- ценностно-смысловые (понимание цели урока, важности изучаемой темы);
- информационные (работа с компьютером, умение самостоятельно подбирать необходимый материал);
- коммуникативные (умение работать в группах, выслушивать, общаться, лояльно относиться к людям с другой точкой зрения).
После проведения таких уроков мы, как правило, анализируем их с учащимися.
Преимущества интеграции на уроке:
1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.
4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.
5. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.
Все это можно достичь, используя на таких занятиях современные способы изучения учебного материала. Мне помогает для достижения полного успеха использование информационно – коммуникационных технологий (далее ИКТ). Использование ИКТ на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы. ИКТ является средством при проведении интегрированных уроков, что помогает сэкономить время, ввести новизну на уроках, получить желаемый результат.
Для работы с использованием ИКТ необходимо уметь обрабатывать различную информацию: звуковую, графическую, цифровую и текстовую. Изложение материала происходит с использованием рисунков, схем, картинок, таблиц, видео фрагментов, все это можно сделать в форме презентации. Помимо презентации можно использовать компьютерные тесты, слайды-плакаты, логические задачи. Электронные учебники.
Значение использования компьютера на уроках:
- экономия времени;
- доступность современной информации;
- наглядность и динамичность учебного материала;
- позволяет ученику работать в своем темпе;
- дифференцированный и индивидуальный подход;
- возможность оперативного контроля и оценивания результатов обучения;
- усиливает мотивацию к обучению;
- ориентирует ученика на успех.
Достоинства применения мультимедиа:
- новый метод организации работы;
- повышение качества обучения;
- материал представлен как система опорных образов и информации, а на интегрированных уроках очень важно добиться целостного восприятия изучаемого объекта или явления.
Мой опыт использования интегрированных уроков или занятий с использованием элементов межпредметного характера достаточно большой. В нашей гимназии нет углубленных классов по биологии. По стандарту на уроки биологии выделено в 6 – 9 классах по 2 часа в неделю. В 10 и 11 классах по часу. В этих условиях интегрированные уроки помогают решить сразу несколько задач. Например, практически на каждом уроке по природоведению (2 часа в неделю) можно использовать элементы интеграции, а по крупным разделам проводить комплексные интегрированные уроки. Являясь учителем двух предметов: биологии и химии, мне несложно проводить интегрированные уроки самостоятельно. Некоторые из проведенных уроков в 5 классе были по таким темам: «Вода – основа жизни», «Физические и химические явления», «Вещество и тело», «Явления в природе» и т.д. На биологии по каждому разделу с 6 по 11 классы стараюсь проводить такие уроки каждую четверть. Например, в 6 классе осуществляя интеграцию биологии и литературы, такие уроки можно проводить по всем семействам покрытосеменных растений в форме ролевой игры. В 7 классе можно провести интересные интегрированные уроки по биологии и географии в форме путешествий, например, «Животный мир определенных материков: Африки, Австралии, Евразии. В 8 классе занятия по биологии хорошо перекликаются с уроками ОБЖ. 9 – 11 классы идеально подходят для комбинированных уроков между предметами химии, физики, географии, экономики и биологии. Такие занятия следует проводить уже в форме симпозиумов, семинаров, круглых столов.
В моей копилке есть и нестандартные уроки. Например, интегрированный урок «Что такое старость? Можно ли продлить молодость. Но материал использовался не только биологии и химии, но и других смежных наук, так как этот учитель обладает высоким профессионализмом и опытом работы. Данный урок предполагал не простое воспроизведение материала по теме, а обобщение, сравнение и глубокое изучение темы. Проводились занятия и с воспитательными целями, например, интегрированный урок: «Никотин и другие вещества табака», «Влияние алкоголя на здоровье подростка».
Таким образом, интеграция - средство получения новых представлений на основе традиционных предметных знаний, она является одним из интересных и важных направлений современного образования. Проведение интегрированных уроков способствуют формированию интегрированного мышления у учащихся, так же убеждает учащихся в необходимости знаний, показывает области применения знаний (часто дети изучают 1 тему по разным предметам, а соединить их не могут). На таких уроках вполне можно использовать новейшие информационные технологии. Презентации помогают учителю сэкономить время на уроке (не пишет на доске), к тому же новизна всегда вызывает интерес у учащихся. К составлению презентаций можно привлекать и учащихся. Это способствует разнообразию деятельности на уроке.
Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. Интегрированный урок-это такая технология, которую целесообразно проводить учителю, использовать в своей практике для полноценного обучения и воспитания полноценной личности школьника.
Список используемых источников:
1. Галеева Н.Л. Интегрированные биологические декады.
Издательство: Методкнига - 96 с.
2. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. Издательство: Методкнига -144 с.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
4. http://ru.wikipedia
5. http://englishteachandlearn.narod.ru
Категория: Интегрированные уроки | Добавил: TShap29 (01.12.2011) | Автор: Шапошникова Таьяна Сергеевна E
Просмотров: 5242 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]