Пятница, 29.03.2024, 15:57
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Интегрированные уроки

"Глобальные экологические проблемы"
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма проведения: интегрированный урок.
Продолжительность: 2 учебных часа (90 мин.).
Цель урока: доказать, что решение глобальных экологических проблем - возможно путем со-вместного действия всех стран начиная с решения локальных и региональных проблем.
Задачи урока:
Образовательные:
• Углубить знания о глобальных экологических проблемах современности;
• Актуализировать ранее полученные навыки компьютерного анализа к исследованию экологических проблем;
• Повторить и обобщить знания учащихся по информатике, экономике и биологии.
Развивающие:
• Вырабатывать умения самостоятельно применять знания, переносить их в условия различных предметов;
• Способствовать пониманию необратимости некоторых экологических изменений;
• Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать, используя информацион-ные технологии.
Воспитательные:
• Повысить восприимчивость учащихся к проблемам окружающего мира;
• Воспитать чувство ответственности за происходящее на Земле;
• Формировать активную гражданскую позицию по защите окружающей среды родно-го края.
Образовательная технология: проектная; информационно-коммуникационная; обучение в со-трудничестве; технология критического мышления.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: проблемное обучение, частично-поисковый, репродуктивный.
Средства обучения: персональные компьютеры, компьютер учителя, мультимедийный проек-тор, программное обеспечение (Microsoft Office 2003), учебники, дидактические материалы, компьютеры, информационные ресурсы сети Интернет.
Система контроля: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.
Прогнозируемый результат: у школьников в ходе урока должна сформироваться убежден-ность в том, что решение глобальных экологических проблем - возможно путем совместного действия всех стран начиная с решения локальных и региональных проблем.
Подготовительный этап:
1. Распределение учащихся на группы, выбор темы для создания презентации
Темы:
• Экологические проблемы атмосферы
• Экологические проблемы гидросферы
• Опустынивание и состояние почв
• Потеря биоразнообразия
• Энергетическая проблема
• Уничтожение лесов
2. Консультации учащихся по подготовке проектов (Приложение №1)

План урока:
Этап урока время
1. Организационный момент. 1 мин.
2. Постановка учащимися целей и задач урока после просмотра ви-деосюжета «Хроники планеты Земля»; 6 мин.

3. Вступительное слово: знакомство с планом урока, критериями оценок, регламентом учитель информатики; 3 мин.

4. Защита проектов учащимися, обсуждение, ответы на вопросы. (демонстрация презентаций учителя биологии, экономики и ин-форматики) 30-35 мин.

5. Практическое задание (Приложение №2) учитель информатики и экономики 20 мин.

6. Подведение итогов урока, обобщение, домашнее задание (При-ложение №3) учитель экономики. 15 мин.

7. Оценивание учащихся учителя биологии, экономики и информа-тики 5 мин.
8. Прослушивание и совместное исполнение шуточной песенки из м/ф «Улица Сезам» о необходимости охраны окружающей среды с целью формирования активной экологической позиции уча-щихся, как будущих родителей. 5 мин.

Ход урока:
1. Организационный момент (слайд1).
2. Просмотр видеосюжета "Хроники планеты Земля"
3. Учитель: Каковы ваши впечатления? Какие эмоции вызвал у вас этот сюжет? Как вы думае-те, почему такая изученная проблема, как охрана окружающей среды, поднимаемая в школь-ной программе неоднократно и в курсах различных предметов, вынесена на обсуждение ещё раз уже в конце вашего школьного пути?
Учащиеся высказывают свое мнение и коллективно формулируют цель и задачи урока:(слайд2)
 Показать, что экологические проблемы человечества являются следствием его эконо-мической деятельности;
 Доказать, что решение глобальных экологических проблем - возможно путем совмест-ного действия всех стран начиная с решения локальных и региональных проблем.
4. Учитель: (слайд3) Познакомьтесь с планом нашей с вами работы. Первая часть урока, наи-более информативная, будет отведена для защиты ваших проектов. Просьба излагать кратко, содержательно, придерживаясь регламента - до 5 минут на одно выступление. По окончании выступления, представители других групп, а также учителя, могут задать возникшие вопросы, что конечно повлияет на конечную оценку, как выступающих, так и слушателей. Вторая часть урока - практическая работа. Вам будет предложен один из вариантов эколого-экономической задачи, которую нужно будет решить в среде табличного процессора Excel. Заключительная часть урока - подведение итогов в ходе обсуждения возможных альтернатив экономического развития государства. Так как наш урок необычен тем, что объединяет в себе три предмета, то оценка тоже будет необычной, по биологии, по экономике и по информатике будет своя оценка.
5. Защита проектов учащимися, обсуждение, ответы на вопросы. (демонстрация презентаций).
6. Учитель: Надо отметить, что проблемы экологии были рассмотрены достаточно подробно. Но ни одна из групп не рассмотрела проблему радиоактивного загрязнения окружающей среды, хотя она имеет отношение ко всем вышеизложенным проблемам. Итак, что такое радиоактив-ное загрязнение? Каковы его источники? Приведите примеры. Ярким примером тяжелейших последствий радиоактивного загрязнения окружающей среды является авария на Чернобыль-ской АЭС. при взрыве атомного реактора было выброшено лишь около 5 % ядерного топлива, но это привело к облучению многих людей. Большие территории были загрязнены настолько, что стали опасными для здоровья и проживания людей, это потребовало переселение около 200000 жителей из зараженных районов. Повышение радиации в результате выпадения радио-активных осадков было отмечено за сотни и тысячи километров от места аварии (слайды5-6).
7. Практическое задание: Оценить экономический эффект от проведения природоохранных ме-роприятий (слайд7-8).
Учитель: Займите свое рабочее место за компьютером. Пользуясь инструкцией выполните за-дание своего варианта и сохраните результат в собственной папке.
8. Учитель: Подведем итоги работы. Каждый из вас получил собственный результат и сделал вывод. Но частный случай не является доказательством общей гипотезы. Для этого рассмотрим все полученные результаты одновременно. Перед вами на экране конечные результаты всех ва-риантов (слайд9), по полученным результатам построены графики экономической и экологиче-ской эффективности природоохранных мероприятий ( слайд10). Целесообразно ли проводить природоохранные мероприятия с точки зрения получения экономической выгоды?
Учащиеся: обсуждают вопрос и делают выводы.
Учитель: Итак, вы правы, природоохранные мероприятия нужны, но они рассчитаны на долго-срочную перспективу. Но тогда как быть с начинающими предприятиями, чья деятельность на-правлена только на получение прибыли, чтобы оправдать вложенные средства за короткий срок?
Учащиеся: обсуждают вопрос и делают выводы ("- необходимость поддержки государства")
Учитель: Вот мы и перешли на "государственный" уровень решения данных проблем. Есть смысл обсудить варианты экономической политики государства. Мы убедились, что экономи-ческая деятельность человека является одним из основных источников загрязнения окружаю-щей среды. Так как прекратить экономическую деятельность человека невозможно, следует ис-кать пути наименьшего отрицательного воздействия на природу. Обратимся к иллюстрации (слайд11). Здесь представлены две альтернативы экономического развития. Как вы думаете, какой вариант соответствует большинству современных государств?
Вы правы, в настоящее время мы живем по варианту А (см. слайд11), который характеризует общество одноразового потребления, направленное на получение быстрого экономического роста в ущерб биосфере. При таком варианте развития человечеству не приходится рассчиты-вать на долгую и безопасную жизнь. Поэтому сегодня многие государства задумались о форми-ровании такой стратегии развития человеческого общества, которая позволяет гармонично со-четать его потребности с возможностями сохранения нормального функционирования биосфе-ры. Этому соответствует вариант B (см. слайд11). Несложно понять, что следуя этому вариан-ту, государство сознательно замедляет темп экономического роста в настоящем, справедливо рассчитывая в будущем сохранить благоприятную окружающую среду, и обеспечить возмож-ность ускорения экономического роста. К сожалению в настоящее время единого мнения на межгосударственном уровне нет. Подтверждением этому служат "результаты" последних эко-логических саммитов.
Каждый из нас может внести свой вклад в решение экологических проблем. Начиная от выпол-нения элементарного требования "Не надо мусорить!" и заканчивая участием в референдуме о возможности строительства атомной электростанции в нашей области, который планируется провести повторно в ближайшее время. Как проголосуете вы? Какими аргументами будете ру-ководствоваться? Предлагаю на эти вопросы ответить дома, обсудить их с родными и близки-ми. На следующем уроке экономики будет проведена дискуссия в ходе которой на нашем пусть не очень "высоком" уровне мы попытаемся придти к единому мнению. Будьте готовы обосно-вать позицию "ЗА" и "ПРОТИВ" (слайд12).
9. Оценивание работы учащихся всеми учителями.
10. Учитель: Ну и напоследок, мы предлагаем вам улыбнуться. Весь урок мы с вами обсуждали серьезные экологические проблемы, вышли даже на "государственный" уровень. Но умение бе-режно относиться к природе пришло к нам не в школе, и даже не в детском саду. Об этом нам впервые говорят родители. А в скором времени вы тоже станете папами и мамами. В каком об-ществе жить дальше будут решать уже ваши дети воспитанные и наученные вами. Об этом, и не только, поют смешные персонажи мультипликационного фильма "Улица Сезам". Предлагаю послушать и даже спеть!

Методическая литература:

1. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М. . Общая биология. 10 – 11 классы М.: Просвещение, 2005 -2008.
2. Андреева Н.Д. Биология. 10 – 11 классы М.: Мнемозина, 2008.
3. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. 10 – 11 классы М.: Дрофа, 2005.
4. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 – 11 класс. М.:Дрофа, 1999 -2004.
5. Липсиц И.В.. Экономика. 10 – 11 класс. М.:Вита, 2009.
6. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф.. Уроки экономики в школе. Книга 2. М.:Вита, 2009.
7. М.В. Высоцкая Элективные курсы. Экология. 9 класс, Волгоград: «Учитель», 2007 .
8. Задания на контрольную работу с методическими указаниями по дисциплине «Экология» для студентов всех специальностей заочной формы обучения./Составители: О.А.Трошкина, Ю.А.Лябина, П.М.Володин.- Самара: СамГАПС, 2003.
9. Сборник элективных курсов. Информатика. 9 класс. Решение прикладных (экономиче-ских) задач в Excel. Авторы – составители: А.А. Чернов, А.Ф. Чернов.- Волгоград.: «Учитель», 2006 .
10. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практи-кум для 10-11 классов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
11. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
12. Экологическая ситуация в Архангельской области. Проблемы и перспективы оздоровле-ния. Часть 1. Архангельск.: Автономная некоммерческая организация. Центр экологических инвестиций. 2000 .
13. Экологическая ситуация в Архангельской области. Проблемы и перспективы оздоровле-ния. Часть 2. Архангельск.: Автономная некоммерческая организация. Центр экологических инвестиций. 2001 .

Интернет-ресурсы:
http://www.ecsocman.edu.ru
http://www.eeg.ru
http://www.vesti.ru/doc.html?id=316359
http://earth.yzoz.com/
http://www.dvinaland.ru/
http://www.arkheco.ru/resource/forest/?314

Приложение к статье http://mm-festival.letitbit.net/download/89fba0c40890f1f9230feaef99fac6b08/lyzhinaOV.7z.html

Источник: http://.
Категория: Интегрированные уроки | Добавил: olesya (27.06.2012) | Автор: Лыжина Олеся Викторовна E
Просмотров: 2180 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]