Суббота, 27.04.2024, 05:01
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы худож, здоровьесбер, эстет. направления » Интегрированные уроки

Интегрированное занятие «Осенний калейдоскоп»
Четвертая Всероссийская научно-методическая конференция "Мультимедиа технологии в современном образовании"
предметы эстетического, здоровьесберегающего и технологического направления (интегрированные уроки)

Онуфриенко Анна Александровна
учитель начальных классов,
Пантелеева Анна Викторовна
учитель музыки,
Рубцов Олег Вячеславович
учитель изобразительного искусства
МАОУ СОШ совхоза имени Ленина
Московская область,
поселок совхоза имени Ленина.


Приоритеты современного школьного образования направлены на развитие личности учащегося посредством вовлечения его в различные виды урочной и внеурочной деятельности. Одним из таких видов деятельности является проект, направленный на создание уникального продукта, описание идеи, оригинального замысла. Проектная деятельность не только способствует формированию метапредметных умений, но и вызывает искренний интерес, формирует творческое сознание учащихся, а так же целостную картину мира.
В проектной деятельности важно соблюдать следующие условия:
1. Временность — любой проект имеет четкие временные рамки
2. Уникальность - порождать уникальные результаты, достижения, продукты;
3. Последовательная разработка — любой проект развивается во времени, проходя через определённые ранее этапы или шаги, но при этом составление спецификаций проекта строго ограничивается содержанием, установленным на этапе начала. [1]
Еще одним необходимым условием проектной деятельности является наличие интегрированного знания, как формирующего целостную картину мира. В данном случае, понятие интеграции рассматривается нами с точки зрения повышения эффективности учебно-воспитательного процесса посредством интеграции учебных предметов, на что указывают и педагоги-исследователи Ю.И. Дик, А.А. Пинский, В.В. Усанов.
«…Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему…» [2]
В рамках проектной деятельности 2015-2016 учебного года в МАОУ СОШ свх. им. Ленина был реализован проект «Осенний калейдоскоп».
В основе проекта лежит идея педагогического творчества, как обязательного условия успешной деятельности учителя [3]. В теории педагогики понятие «творчество» рассматривается и как процесс, и как результат деятельности педагога и его воспитанников [4].
Проект «Осенний калейдоскоп» реализовывался в течение сентября-октября 2015 учебного года и охватил около 100 учащихся школы, родителей и жителей сельского поселения Совхоз имени Ленина [5].
Реализация проекта включала в себя несколько этапов.
1. Подготовительный этап (сентябрь 2015 года).
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности по заданной теме.
Задачи: определение темы и цели проекта в ходе совместной деятельности педагога и учащихся, информационно-материальное обеспечение проекта.
В ходе данного этапа была определена тема проектной деятельности – «Осень в различных видах искусства». Целью данного проекта стало обобщение представлений учащихся об осени в искусстве.
Учащиеся 4 класса МАОУ СОШ свх. им. Ленина были разделены на поисковые группы, которым давались конкретные задания, связанные с отбором материалов для проектной деятельности, поиском информации об осенней тематике в различных видах искусства (живопись, литература, музыка, фотография).
Инновационным подходом в данном случае является тот факт, что параллельно с учащимися их преподаватели осуществляли подготовку к реализации своего собственного проекта по заданным параметрам.
[b]2. Основной этап (16 октября 2015 года).
Реализация проектов педагогов и учащихся в рамках интегрированного занятия по предметам «Литература», «Изобразительное искусство» и «Музыка».
Вначале занятия посредством мультимедиа технологий осуществляется проект группы педагогов в режиме реального времени: Онуфриенко А.А. выразительно читает цикла стихов об осени под музыкальное сопровождение Пантелеевой А.В., в то время как Рубцов О.В. рисует осенний пейзаж с использованием средств компьютерной графики и демонстрацией этого процесса на экране с помощью мультимедийного проектора. [6]
В заключение занятия учащиеся, разделенные на группы, представляют единый интегрированный проект посредством мультимедиа технологий:
-отснятые на фотоаппарат этапы создания коллективной картины, посвященной осени, выводятся на экран проектора;
- в это время другая группа учащихся представляет свою часть проекта – литературный текст об осени под музыкальное сопровождение третьей группы учащихся [7]
Итогом занятия звучит адаптированный вариант песни «Московская осень»[8], сопровождаемой клипом, созданным с помощью совмещения достижений аудиовизуальной техники [9]
Технологическая карта интегрированного занятия «Осенний калейдоскоп»
Класс: 1-4 класс
Вид: комбинированный урок
Тип: интегрированный урок.
Цель урока: обобщить свое представление об осени в искусстве
Задачи:
1. Развить способность нахождения взаимосвязи между музыкой, живописью и литературой.
2. Расширить опыт учащихся в рамках работы в творческой группе слушая музыку, создавая зрительный образ и литературный текст.
3. Продолжить формирование логического мышления в рамках интегрированного занятия.
4. Оценивать работу творческой группы.
Метапредметные результаты:
коммуникативные: размышление о воздействии различных видов искусства на формирование представлений учащегося о временах года, формулирование собственных мыслей, обоснование своей точки зрения. Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
регулятивные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками в рамках творческих групп,
познавательные: понимание информации, представленной в виде устных, письменных и визуальных форм, умение обобщать факты.
Личностные результаты:
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к искусству;
- совершенствование художественного вкуса;
- формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной творческой деятельности; сотрудничество в ходе решения коллективных творческих задач.

Технологическая карта с расписанием этапов урока и планируемыми результатами - в приложении ("источник")

3. Заключительный этап проекта (октябрь 2015 года)
Создание видеофильма – занятия «Осенний калейдоскоп» с использованием мультимедиа технологий, демонстрирующих реализацию проектов педагогов и учащихся в реальном времени, благодаря эффекту «Картинка в картинке». Данный видео фильм показывает не только параллельную работу групп учащихся под руководством педагогов, соединение частей проекта в режиме реального времени, но и одновременную работу с гостями проекта – учащимися 1г и 1в классов, их родителями [10].
Резюмируя все вышесказанное, мы заключаем, что осуществление проектной деятельности, используя сущность процесса интеграции, одно из обязательных условий, влияющих на формирования культурной компетентности школьников. Важнейшее условие интеграции - качественное преобразование каждого элемента, входящего в систему, приводящее к преобразованию самой системы в нечто новое, есть непременное условие расширения опыта работы учащихся в творческих группах, формирования логического мышления.
«…Подлинное образование «запускает» развитие и саморазвитие учащегося, являясь личностно ориентированным процессом, – такова его истинная стратегия. Таким образом, главным субъектом образовательного процесса является личность ученика, и этот субъект органически целостен… Вышеупомянутый факт является исходным для наблюдаемых интеграционных процессов в образовании, вызванных необходимостью формирования у учащихся целостной картины мира…» [2]
Использование мультимедиа технологий предоставляет широкие возможности оценить работу творческих групп, провести рефлексию не только в рамках проекта, но и спустя неограниченное количество времени (путем просмотра видео фильма).
Исходя из выше сказанного, мы утверждаем, что в рамках реализации данного проекта, посредством создания интегрированной среды были сформированы благоприятные условия для развития разносторонней культурно компетентной личности с устойчивой направленностью на творчество в одном или нескольких видах деятельности.

Литература

1. Райзенберг. Б., Л.Лозовский, Е.Стародубцева. Современный экономический словарь. 2-е изд.,1999 г.
2. Пузанкова Е. Н., Бочкова Н. В. // Научный информационно-аналитический журнал// Статья «Современная педагогическая интеграция, ее характеристики» http://jeducation.ru/1_2009/9.html
3. Пидкасистый П.И., Педагогика, учебное пособие для ВУЗов, М,-2006г, с. 9–10
4. Паринова Г.К., Черняева Т.Н. Уровни опыта творческой деятельности учителя // Школьные технологии 2002, № 5, с.132.
5. http://lenschsovhoz.edumsko.ru/about/news/integrirovannyj_proekt_osennij_kalejdoskop/
6. https://youtu.be/_N4JbF02zHc
7. https://youtu.be/OsFJkWEgtUU
8. Иванов А. Ю. Альбом: Когда Вырастут Крылья, М: - 2013 г
9. https://youtu.be/mCzUP3nRSTU
Адаптированный текст песни – Пантелеева А.В.
10. https://youtu.be/kT_SuxO6zO4

Источник: https://yadi.sk/i/tlGy9Jztkc68m
Категория: Интегрированные уроки | Добавил: renaissance (20.11.2015) | Автор: Онуфриенко, Пантелеева, Рубцов E
Просмотров: 1108 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 ssn1957  
Коллеги. Ваша работа допущена на конференцию и направлена на экспертизу.
С уважением, Серебряков С.Н.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]