«Законы красоты – законы математики» Бинарный урок геометрии и искусства в 9 классе. Тип урока: обобщение и систематизация знаний, комбинированный. Вид урока: урок-беседа, урок-презентация, анализ ситуаций. Цели: • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения, изучения смежных дисциплин (уметь пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира; понимать примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики); • формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; • развитие умения устанавливать единые, общие законы • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры; Задачи урока: Образовательные: рассмотреть математические понятия «симметрия», «пропорция», «ритм», и их применение в искусстве; проследить законы математики в произведениях искусства; выявить общность этих законов. Развивающие: развивать логическое и абстрактное мышление, наблюдательность; формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для продуктивной жизни в обществе; расширять кругозор учащихся; формировать научные представления об окружающем мире. Воспитательные: прививать культуру умственного труда; учить видеть, понимать и ценить красоту окружающего; воспитывать чувство прекрасного через искусство; повышать интерес к предмету;
Методы и приемы: изложение, беседа, самостоятельная работа; словесные, наглядные, практические.
Принципы: взаимосвязь теории с практикой; научность; наглядность; учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; сочетание коллективной и индивидуальной деятельности участников; дифференцированный подход; Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут и закрепят ученики в ходе урока. В ходе данного урока ребята смогут проследить взаимосвязь науки и искусства, что поможет формированию у них целостного восприятия мира. На доступном для них материале рассмотрят математические законы, применяемые в различных видах искусства. Урок способствует расширению кругозора, развитию логического и абстрактного мышления, наблюдательности детей. Урок поможет учителям повторить материал двух предметов – математики и искусства.
Предлагаемый урок соответствует авторским программам и учебникам: «Искусство 8-9» И.Э.Кашекова, Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. М: «Просвещение»,20011г; «Геометрия 7-9» Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. М: Просвещение , 2010г Некоторые школьники обладают математическими знаниями, но недостаточно представляют связь теории с практикой. Данный урок предоставляет учителям новые возможности наглядного проникновения в темы геометрии и искусства. К моменту проведения этого урока (первая декада марта) в 9 классе заканчивается изучение главы XIII « Движения». Накануне урока два девятиклассника получают по геометрии индивидуальные домашние задания - приготовить сообщения об осевой и центральной симметриях, и параллельном переносе. Они с удовольствием продемонстрируют эти отображения плоскости на заранее самостоятельно приготовленных моделях из бумаги (красочные рисунки, аппликации, красивейшие оригами), фрагментах обоев, где будут отмечены соответствующие точки, прямая, вектор и т.д. Покажут замечательные симметричные узоры, бордюры на подобранных ими предметах быта (полотенце, платок, посуда и т.д.) и ткани с орнаментом, произведениях народных промыслов - кружевах и вышивке, покажут замечательные симметричные узоры на фрагментах бордюр. Урок можно проводить в классах разного профиля и уровня подготовки - как в гуманитарных и коррекционных, так и технико-математических, подбирая материал, соответствующий конкретным возможностям учащихся класса. Средствами содержания интегрированного урока воспитывается отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, формируются самостоятельное мышление, познавательные интересы учащихся. Тема по предмету «Искусство» - «Есть ли у красоты свои законы» (8 класс) идет повторением в 9 классе на примерах предметов декоративного, прикладного искусства и народных промыслов. Закон ритмичности (повторяемости) и пропорции очень хорошо просматривается на этом материале. Целеполагание: В начале урока учителя вовлекают учеников в обсуждение проблемы о соответствии законов красоты законам математики, формулирование целей урока, что каждый учащийся должен познать в результате работы на уроке, обобщая и устанавливая сходство. Четко и доходчиво перед школьниками поставлена цель урока в ученическом варианте: Законы красоты – а не законы ли это математики? Подробный конспект урока и презентация по ссылке: http://yadi.sk/d/hzDU-_zCLyKsH