Четверг, 25.07.2024, 18:46
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы худож, здоровьесбер, эстет. направления » ИЗО

нетрадиционное рисование как средство формирования познавательного интереса к малой родине
В дошкольном возрасте происходит формирование духовно-нравственной основы личности ребенка, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания ребенком себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на дошкольника, так как его образы восприятия ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Одним из аспектов воспитания является формирование у дошкольника познавательного интереса к малой Родине.
А.В. Запорожец под понятием интерес рассматривал потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению окружающего предметного содержания, развивающейся во внутреннем плане.
Современные ученые, психологи, педагоги (Г.Г.Григорьева, Т.С.Комарова, В.С.Мухина, Г.И.Щукина и др.) рассматривают интерес, как личностное, образование, имеющее социальный характер и неразрывно связанный с потребностями и мотивам.
А.В.Петровский, М.Т.Ярошевский определяют интерес, как форму проявления познавательной потребности, обеспечивающую направленность личности и тем самым способствующую ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.
Обладая огромной побудительной силой, познавательный интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения «жажды знаний». О том, что волнует дошкольника, он часто спрашивает взрослых, просит их прочитать, рассказать. Желательно, чтобы в вопросах познавательного характера ребенок стремился к получению новых знаний об истории, культуре, быте, традициях, природе родного края.
Поиск эффективных путей воплощения идей гуманизации в педагогическом процессе дошкольных учреждений дал новый импульс к исследованиям в области патриотического воспитания.
Большие возможности для развития познавательных интересов дошкольников к малой Родине представляет изобразительная деятельность, которая может выступать как форма художественного познания мира. Сущность этого взгляда заключается в смене приоритетов: на первый план выдвигается функция художественного образования, обеспечивающая развитие целостной личности.
Проблема интеграции позволяет утверждать более широкие воспитательные и обучающие возможности изобразительной деятельности, находящейся в теснейшей взаимосвязи с познанием окружающего мира, в том числе в рамках решения задач национально-регионального компонента (В.С.Безрукова). Содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста предполагает: приобщение к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству; знакомство с родословной, семейными традициями; со станицей, её историей, достопримечательностями. Важным моментом является проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе
Работа в данном направлении проводилась на базе МБДОУ №8 ст. Ленинградской.
В качестве основных педагогических условий формирования познавательного интереса к малой Родине были определены следующие:
• введение в структуру интегрированного занятия ознакомительной беседы, как информатизатора;
• формирование представлений об изображаемом образе;
• передачи образов объектов и явлений действительности путем использования нетрадиционной техники рисования.
К основным нетрадиционным техникам относятся: рисование свечой, «пушистое рисование», рисование на мокрой бумаге или на мятом листе, «кляксография», «монотипия», «точечный рисунок», «объемное рисование» (прямо из тюбика с краской), печатание, «набрызг», процарапывание («Граттаж»), «ниткография», рисование пальчиками и ладошками, создание коллажей и другие. Их использование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов.
Т.С.Комарова подчеркивает необходимость формирования у детей нетрадиционных навыков рисования, потому что эта деятельность позволяет сделать работу более понятной и интересной для других.
Прежде чем появиться образу на бумаге, он должен найти отражение в сознании ребенка в процессе чувственного восприятия (А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, Е.И.Игнатьев, Н.П.Сакулина и другие). Поэтому не случайно исследователи В.С.Кузин, Т.Г.Казакова указывают на необходимость специальной организации восприятия детей с целью формирования нужных представлений об изображаемом образе. Внимание детей мы старались привлекать к объектам, которые окружают ребенка с детства. Полезными в данном случае оказались просмотры иллюстраций, видеоматериалов, мультимедийных презентаций, экскурсии по станице, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами Ленинградского района.
Задача педагога –
отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности.
Перед тем как приступить к рисованию, сама постановка занятия как бы подготавливает ребенка к этой деятельности. Анализ проведенной работы показал, что в ходе ознакомительной беседы дети с увлечением высказывались по поводу увиденного. Например, созерцание детьми эстетических свойств кубанской природы давали возможность ребенку увлечься этой красотой и тем самым активно включаться в изобразительный процесс.
Дети, увлеченные нетрадиционным способом рисования, самостоятельно находили и предлагали новые способы передачи образа. Так, например, отпечаток ладони становился кактусом, уткой или грациозным лебедем, веселой рожицей или деревом.
При рисовании орнаментов, символизирующих кубанскую одежду, использовались элементы различных узоров, в том числе линейный и замкнутый. Композиция узора определялась особенностями формы. Дошкольники с удовольствием освоили технику работы со штампами: украшали скатерти, «рушники», салфетки, платки и т.д. Печатали не только на бумаге, но и на ткани. В отдельных случаях работу с трафаретами выполняли коллективно. Например, казачий костюм разделяли на отдельные элементы: воротник, воланы юбки, манжеты рукавов и прочее. Это позволило каждому ребенку ощутить свою нужность , незаменимость в общей работе.
Природные явления и объекты, окружающие ребенка, также с удовольствием воспринимались и изображались детьми. Легким прикосновением к бумаге удавалось передавать такие свойства объектов, как воздушность, пушистость. Используя метод тампонирования, дети изображали облака, сугробы, птиц, домашних животных и прочее. С помощью ниткографии у них получались морозные узоры, настоящие бабочки, птицы, букеты цветов. Все зависело от умения разложить нитку, и тогда получались даже самые необычные изображения.
Рисуя снег, листопад, дети наносили изображения с помощью кончиков пальцев. Техника пальчиковой живописи способствовала развитию чувства ритма во время рисования, равномерно распределяя «летящий снег», «падающие листья» по листу бумаги. На занятии «Дары Кубанской осени» каждый пальчик на руке окрашивался в разный цвет и, путем смешения на листе красок создавались интересные работы – натюрморты, в которых находили нужное сочетание цвета.
Нетрадиционным способом изображали садовые цветы, например: ландыш, календулу, лютик- кончиком пальцев, одуванчик- отпечатком среза луковицы, хризантему- тонким ломтиком картофеля или моркови. Образы цветов были очень похожи на настоящие.
Мы обратили внимание на то, что овладение нетрадиционными техниками способствует не только повышению выразительности художественных образов в рисунках детей, но и придает их мыслительной деятельности эмоциональную окрашенность, повышает ее продуктивность. Ребенок оказывается способным к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания и волевому усилию при решении практической задачи. Переживаемые при этом положительные, эмоции: удивление, радость успеха, гордость - создают уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску.
На основе интеграции изобразительной деятельности и ознакомления с окружающим с детьми проводились занятия на темы: «Дары Кубанской осени», «Весна в станице», «Мир вокруг нас», «День станицы», «Моя семья», «Мой дом», «Моя улица», «Труд взрослых», «Мой детский сад», «Памятники боевой славы» и прочее. Познавательный интерес в данном случае был те только созерцателен, но и продуктивен. Он активно проявлялся во время деятельности и влиял на её характер. Дети с интересом знакомились с историей и культурой
Практика проведения занятий показала, что более устойчивый интерес к изображаемому формируется в том случае, если используется прием обыгрывания: дети оживляют изображаемые объекты, читают стихи, поют песни, составляют о них рассказы. Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет более продуктивно провести анализ и оценку рисунков.
Таким образом, следует отметить, что в ходе наблюдений за изобразительным творчеством детей была выявлена положительная динамика:
• с одной стороны, внедрение нетрадиционной техники изображения расширило технический диапазон возможностей дошкольников, а также обеспечило высокий уровень их эмоциональности и творческой активности;
• с другой стороны- у детей стал проявляться более устойчивый интерес и любознательность к окружающему, желание познать малую Родину и изобразить в рисунке увиденное.
Мы на практике убедились в том, что ориентиры формирования познавательных интересов влияют на содержание познавательной деятельности и существенно изменяют отношение к ней, а помощь в этом оказывали мультимидийные презентации, просмотр видеоматериалов и т.д.
Категория: ИЗО | Добавил: angelika_69@list (11.01.2012) | Автор: Чумак Анжелика Ашотовна E
Просмотров: 2972 | Теги: нетрадиционное рисование, малая родина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]