Среда, 21.02.2024, 04:22
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы худож, здоровьесбер, эстет. направления » ИЗО

Урок изобразительного искусства"Мозаика - как элемент декоративного оформления интерьера"
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Мозаика – как элемент декоративного оформления интерьера.
Класс:5
Тип урока: Усвоения новых знаний
Цель урока: Знакомство с одним из видов монументальной живописи – мозаикой.
Задачи: 1. Знакомство учащихся с историей происхождения мозаики.
2. Развитие творческого воображения, художественного вкуса.
3. Воспитание эстетического вкуса.
Методы обучения:
-демонстрация;
- иллюстрация;
- лекция;
- опрос.
Оборудование:
- репродукции;
- слайды;
- мультимедийный комплекс.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
1.1.Проверка явки учащихся
1.2.Проверка внешнего вида
1.3.Сообщение темы и цели урока
2. Сообщение учителя:
Сегодня на уроке мы познакомимся с историей мозаики, а так же изучим виды мозаики.
У вас на партах разложены опорные карты, по ходу изложения нового материала вы должны продумать ряд вопросов, которые мы будем использовать при закреплении изученного материала (приложение № 2).
Слово «мозаика» происходит от итальянского «mazaico» и французского «mozaicue», а древние римляне называли эту технику «opus musivum» - «сложенный из кусочков» (слайд №2).
Мозаикой древние называли картины, посвященные музам. Как вечны музы, так должны были быть вечны и эти картины. Поэтому их писали не краской, а набирали из кусочков цветного камня (Древняя Греция, V век до нашей эры), а затем из кусочков специально сваренного глушенного (непрозрачного) стекла смальты. Особенно распространились мозаичные полы и мозаичные картины на стенах в римском искусстве с 1 века до нашей эры. Основной элемент римской мозаики - маленький кубик цветного камня или смальты, так называемый модуль (слайд №. 3-11).
Чем меньше модуль, тем тоньше и изящнее получается мозаичное произведение. Мелкомодульные мозаики используются в декоративно-прикладном искусстве ¬ими облицовываются шкатулочки, столешницы, чернильные приборы и так далее. Но основная область применения мозаики - монументальное искусство. Огромная смальтовая мозаика выложена в алтаре Софийского собора в Киеве. Здесь же неподалеку, на территории Лавры, при раскопках были обнаружены мастерские стеклодувов с остатками смальты. Они относятся к 11 - 12 векам. Большого развития достигло мозаичное искусство в Грузии.
Величайшего расцвета мозаичная техника достигла в Византийской империи, где в период с IV - XIV века мозаикой украшались огромные соборы, усыпальницы и т.д. Для примера назову некоторые из них: Церковь Сан - Витале, Равенна, 5 век; Мозаики Св. Софии, Константинополь. В этом уникальном храме сохранились мозаики с VIII по ХII века и т.д.
Это далеко не все памятники, созданные в эпоху Византийской империи и сохранившиеся до наших дней. В византийской мозаике есть некоторые отличия от римской. Это более мелкий модуль камней, более деликатная кладка.
На Руси мозаика появилась после принятия христианства, с Х века. Но не стала распространенной техникой из - за дороговизны материала - смальту приходилось привозить из-за моря, так как у нас ее делать не умели. Сохранились мозаики в церкви Св. Софии и мозаики из Михайла - Златоверхого монастыря в Киеве.
После татарского нашествия мозаики не создавались, и постепенно технология их изготовления была утрачена. Возрождением мозаики занялся в 18 веке Михаил Ломоносов. Он организовал целую мастерскую с фабрикой для изготовления смальты, опытным путем создал рецепты для ее варки. Известна его мозаика «Полтавская битва», «Петр I». Позже, в 19 веке были созданы такие памятники мозаичного искусства, как Исаакиевский собор и храм Спаса на Крови в Петербурге и другие. Все эти работы создавались, начиная от Ломоносова, создавались в стиле академической живописи и напоминают мозаику лишь по материалу, а не особым, отличным от живописного, языком.
Расцвет мозаичного искусства в России во второй половине 19 века был связан с идеей Николая 1 о замене всех живописных образов Исаакиевского собора, служившего, по убеждению императора, «монументальным памятником эпохи его царствования».
Идея основания мозаичного заведения возникла в 1842 году, после посещения Рима архитектором собора О.Монферраном.
В докладе министру императорского двора начальник русских художников в Риме П.И.Кривцов, обосновывая необходимость этого начинания писал, что мозаика, как наиболее прочный материал, может быть использована при оформлении интерьера Исаакиевского собора. Кривцовым и Веклером, изучавшим искусство мозаики в Италии, был представлен на рассмотрение Императорской Академии художеств проект устройства мозаичного заведения Возглавить его должен был знаменитый Римский мастер М.Барберри.
«Императорское Мозаичное Заведение» было основано в 1847 году и сразу же в Риме была открыта временная студия под руководством М.Барбери, где первые русские художники - мозаичисты прошли подготовку под наблюдением опытных итальянских мастеров.
В Италии, в городе Флоренции, в ХУI веке распространился другой вид мозаичной техники: картины или орнаменты набирались из более крупных кусков цветных мраморов, вырезанных по шаблонам, соответствующим основным линиям рисунка. Такая мозаика получила название мраморной или флорентийской. Кроме того, мозаика может выполняться из больших или мелких кусков цветной поливной керамики - майолики, даже из кирпичей, одна сторона которых покрыта цветной глазурью. Украшение архитектурных сооружений орнаментальной майоликовой мозаикой особенно распространено на Ближнем Востоке, в Средней Азии. Много прекрасных памятников такого искусства в Бухаре, Самарканде и других наших среднеазиатских городах.
Когда поливными кирпичами или плитками облицовывается стена, портал, купол, то при меняется техника, так называемого прямого набора, т.е. цветной камень, плитка или кусочек смальты укладывается на стену, куда предварительно нанесен известковый или цементный раствор. Однако делать «прямым набором» мелкомодульные римские мозаики очень трудоемко и долго. Поэтому сегодня гораздо чаще используется техника «обратного набора»: на листы обычной бумаги наносят линии будущего изображения, затем эти листы намазывают клеем и на клей по линиям рисунка укладывают смальту лицевой стороной вниз. После этого листы заливают раствором и, когда он «схватится», набор переворачивают, бумагу с лицевой стороны смывают. Обычно такие плиты с мозаикой делают размером 11м или несколько больше, а потом уже их монтируют на стене как части большого мозаичного панно.
В советском монументальном искусстве мозаика является одной из самых распространенных техник. В 1930 - 1950-х годах наши выдающиеся художники А.А.ДеЙнека и П.Д.Корин украсил мозаичным панно ряд станций Московского метрополитена (Маяковская, Комсомольская-кольцевая и др.). Один из выдающихся мастеро мозаики - грузинский художник З.К.Церетели. Его работы украшают курорты Пицунда, Адлер, Саирме; автовокзал и другие здания в Тбилиси. Среди работ последних лет наиболее выразительна римская мозаика Б.А.Тальберга «Гостеприимство» и флорентийская мозаика В.К.Замкова «Культура. Искусство. Театр» - обе находятся в Культурном центре Олимпийской деревни в Москве.
2.1. О видах мозаики прослушаем сообщение (сообщение заранее готовит один из учащихся)
3. Подведенuе итогов урока
На данном этапе урока про водится анализ пройденного материала. Класс делится на две группы. По опорным картам учащиеся готовят вопросы. Первая группа по теме: «История возникновения мозаики», вторая группа по теме: «Виды мозаики». Далее учащиеся задают вопросы противоположной группе, тем самым закрепляя изученный материал. Учащимся выставляются оценки за работу на уроке.
4. Домашнее задание - подобрать репродукции по монументальному жанру искусства – мозаика (слайд №12).
5. Используемые источники (слайд №13):
-http://www.alltiles.ru/mozaika/mozaika-italiya/vitrex/pano.php
-http://www.d-f-k.maugli.net/f/viewtopic.php?p=911&
-http://forum.krasmama.ru/viewtopic.php?t=226120&start=0
-http://www.uadream.com/tourism/europe/Italy/element.php?ID=50828
-http://geliopolis.ru/everyday/dom-dacha/mosaic/
-http://127497.ru.all.biz/cat.php?oid=780262
-http://slanet.ru/Vitrazh_po_tehnologii_mozaika/~7714391/~699/~img4/

Источник: http://mm-festival.letitbit.net/download/835f3f8073d825f0f472ca210fbe5b491/______________________.__.zip.html
Категория: ИЗО | Добавил: y7erapu (05.01.2012) | Автор: Ельцина Юлия Николаевна E
Просмотров: 4264 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]