Урок математики в 4 классе по программе «Школа 2000» Тема: Нахождение части числа. Цель: 1.Учить искать часть числа, выраженную дробью. 2.Развивать речь, мышление, умение сопоставлять и делать выводы 3.Воспитание аккуратности и умения работать в коллективе. Ход урока. I. Организационный момент. -Я начну свой урок вот такими словами: Начинается урок Он пойдёт ребятам впрок Постараюсь все понять Буду правильно решать. - Я хочу, чтобы последние строчки этою четверостишия стали девизом для нашей сегодняшней работы. II. Актуализация знаний. -Вначале урока мы проведем арифметический диктант для того, чтобы повторить нахождение доли числа. а)Сколько дециметров в половине метра? б)Найдите 1/2 часть самого наименьшего шестизначного числа. (50000, наименьшее шестизначное число 100000). г)Сколько секунд в четвертой части минуты? (15 секунд) д)Сколько минут в четвертой части часа? (15 минут) -Как найти долю числа? (Чтобы найти долю числа, нужно разделить это число на количество долей). III.Постановка проблемы. (Подводящий диалог) -Вы очень хорошо справились с арифметическим диктантом. -А теперь попробуйте найти 3 / 4 часа? (дети высказывают свои мнения) -Чем последнее задание отличается от заданий в арифметическом диктанте? ( В последнем задании нужно найти 3 части, а в арифметическом диктанте - одну часть). -Итак, цель урока сегодня - учиться находить часть числа, выраженную дробью. На доске открывается тема. "Нахождение части числа". IV.Открытие детьми нового знания. 1)- Чем похожи дроби 1/4 ч и 3/4 ч ? (Час поделили на четыре равные части). Чем 1/4 часа отличается от 3/4 часа? (Дробь 1/4 часа обозначает, что один час разделили на четыре равные части и взяли одну такую часть, а дробь 3/4 часа обозначает, что один час разделили на четыре равные части и взяли три таких части). -Попробуем найти 3/4 часа. 2)Практическая работа. Задание: начерти циркулем окружность радиусом 3 см. Это макет часов. Разбейте получившиеся часы на 4 равные части. -Чему равна 1 часть? (15 минутам). -Заштрихуйте 3 части. Чему равны 3 части, если известно, что 1 часть =15 мин? (45 минут) -Какие операции мы совершили? (60 разделили на 4 и полученный результат умножили на 3; 60 : 4 х 3 = 45 (мин)). Итак, как найти часть числа? (Чтобы найти часть числа, надо это число разделить на знаменатель и умножить на числитель дроби). Вывешивается опорная схема: Часть = Число : Знаменатель х Числитель -Сравните свой вывод с выводом по учебнику на стр.85 -Как найти 8%? (Число разделить на сто и умножить на 8). V.Физкультминутка. VI.Первичное закрепление. 1)- А сейчас мы используем выведенное нами правило при решении задачи. Задача в стихах: Солдаты. Десять солдат строились вряд, Все они дружно пойти на парад. Восемь десятых было носатых. Сколько там было носатых солдат? Решение задачи в тетради.(10:10х8 = 8 (чел.)). 2)Дифференцированная работа. • В классе развешаны геометрические фигуры, каждая фигура содержит какое – то определённое задание. 1.Задание в кругах могут решить все. 2.В треугольниках - нужно задуматься. 3.А тот, кто выберет задание в квадратах, должен очень хорошо подумать. 1. 2. 3. 6/9 от 81 12 % от 2000 5/7 от числа b 3/4 от 40 8 % от 300 2 % от числа с 2/7 от 21 3 % от 40000 m/n от числа 60
Проверка на больших пишут маркерами 3 ученика. Задача стр. 86, № 5, 6 - по выбору. - Задачу № 5 вы можете расщелкнуть как орешек. А вот над № 6 вы должны задуматься. Два человека решают у доски.
VII. Итог урока. Давайте вспомним цель сегодняшнего урока? (Учиться находить часть числа). – Как вы считаете, мы её достигли? - Что нового старались усвоить? - Допустили ли ошибки на данное правило? Что ж, кончается урок. Он пошел ребятам впрок Постарались все понять Будем дальше мы решать. VIII. Домашнее задание: стр. 86, № 3,4 ToloknovaOG.ppt