Цель: • познакомить с переместительным свойством умножения; • развивать внимание, память, логическое мышление; • закреплять навыки устных и письменных вычислений. Планируемые результаты: • учащиеся научатся заменять действие умножения сложением одинаковых слагаемых; • использовать переместительное свойство умножения при вычислениях; • выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; • решать геометрические задачи; • моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи; • выполнять задания поискового характера; • контролировать и оценивать свою работу.
I этап. Самоопределение к деятельности. Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке Ручка, книжка и тетрадка? Все ль внимательно глядят? Все ли правильно сидят?
II этап. Актуализация знаний и мотивация 1. - Откройте тетради. -Запишите число- 14 марта. - Что вы можете сказать о числе 14? Натуральное, двузначное, чётное, состоит из 1дес. и 4 ед., количество десятков на 3 меньше, чем количество единиц, а количество единиц на 3 больше, чем десятков, в натуральном ряду стоит после числа 13 и перед числом 15, сумма цифр равна 5.
2. – Начнем урок с математического диктанта. (Слайд2) - В рабочую тетрадь записываете только ответы. • Я задумала число. Прибавила к нему 5 и получила 60. Какое число я задумала? • Первое слагаемое 15, второе слагаемое 35. Чему равна сумма? • Сумма равна 80, первое слагаемое – 35. Чему равно второе слагаемое? • Уменьшаемое 95, вычитаемое 55. Чему равна разность? • Разность равна 30, уменьшаемое – 65. Чему равно вычитаемое? - Проверим. (Слайд 3) - Поднимите руки, у кого ответы совпали. - Что вы заметили? - Продолжите данный числовой ряд на три числа. 3. – Продолжим упражняться в счёте. (Слайд 4) - Решив примеры, вы расшифруете название сказки. (1 человек у доски.) - Кто готов поднимает руку.
4. –Посмотрите на выражения. (Слайд 5) 3 + 3 + 3 + 3 + 3 4 + 4 + 44 + 4 5 + 5 + 5 + 5 7 + 7 + 7 - Найдите лишнее выражение. - Почему вы выбрали именно второе? (Складываются разные слагаемые, а в остальных одинаковые) - Чем можно заменить сумму одинаковых слагаемых? (Умножением) - Кто сможет написать это на доске.(1 человек у доски) - Как называются компоненты умножения? - Что означает первый множитель? Второй? (Первый множитель показывает, чему равно слагаемое, а второй множитель показывает, сколько раз слагаемое повторяется)
III этап. Постановка учебной задачи. (Слайд 6) - Не вычисляя, соедините выражения, значения которых равны 4 + 4 + 4 + 4 6 * 2 5 + 5 + 5 + 5 4 * 5 2 + 2 + 2 +2 +2 +2+2 2 * 7 6 + 6 5 * 4 - Можем ли мы соединить оставшиеся два выражения? (Мы не знаем) - Что можно сделать? (Записать первое выражение при помощи умножения) 3 * 5 5 * 3 - Можем ли мы утверждать, что полученные выражения равны? - Вот на этот вопрос мы постараемся ответить на сегодняшнем уроке.
IV этап. «Открытие» детьми нового знания. - Посмотрите, как называются эти геометрические фигуры?(Прямоугольники) - Почему? (У него 4 прямых угла, четыре стороны, противоположные стороны равны) - Ваша задача посчитать сколько мерок (квадратиков) вмещается в прямоугольник и записать удобным способом.(1 человек у доски)
5*3=
3*5=
- А сможем мы найти результат? (Нет.) – А как же тогда быть? (Надо заменить умножение сложением.) – Давайте попробуем. Выполним это преобразование. 5+5+5=15 3+3+3+3+3=15
– Что заметили? (Результат одинаковый.) – Чем похожи произведения? (Одинаковые множители.) – Чем отличаются? (Множители переставлены.) – А значения этих выражений? (Одинаковые.) - Давайте запишем полученное равенство с помощью букв латинского алфавита. (Слайд 9) a • b = b • a - На какое свойство похожа данная запись? (Переместительное свойство сложения) - - Кто попробует сформулировать это свойство для умножения?(От перестановки множителей значение произведения не изменяется.) - А сейчас давайте посмотрим, согласен ли с ним учебник. Откройте его не с. 56, прочитайте правило. (Дети читают правило.) – Мы оказались правы? (Да.) - Давайте вернемся к нашим выражениям и поставим верный знак.
ФИЗМИНУТКА Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали, А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли. На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем. На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем. На счет шесть прошу всех сесть. Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.
V. Первичное закрепление. - Сегодня на уроке мы знакомимся с переместительное свойство умножения. - Как вы думаете, для чего необходимо знать это свойство? (оно поможет в вычислениях). - Посмотрите на доску, как легче решить эти примеры? 2 • 7 3 • 10 1 • 15(1 человек у доски. Остальные в тетрадях.)
- Выполним задание №1 на стр.56. Дети комментируют у доски по 1 столбику. - Какое произведение быстрее сосчитаем?
стр.56 №2 - Прочитайте задачу. - О чем говориться в задаче? - Сколько рядов смородины? (3) - Сколько кустов смородины в одном ряду? (5) - Что нужно найти? (Сколько всего кустов смородины) - Сделаем схематический чертеж.(1 человек у доски) ( Сладl 11) - Как запишем решение? (5*3= 15 (к.)) - Запишем ответ.
- № 3. - Прочитайте задачу.(Слайд 12) - Что такое периметр? - Чем отличается квадрат от всех других фигур? - Как найти периметр квадрата?
25 + 25 + 25 + 25 = 100 (мм) (1 человек у доски) - Как записать решение с помощью умножения ? 25 • 4 -= 100 (мм)
- № 5. Решите примеры с комментированием. (4 человека у доски)
Работа с диском.
VIII. Итог - Что нового узнали на уроке? - Для чего надо знать это правило?
VII. Самооценка. - У вас на столах лежат листочки «Мои успехи». Я прошу вас оценить свою работу на уроке и отметить кружком соответствующий столбик. • Работал в полную силу • Работал хорошо • Мог работать лучше.