Тема: "Измерение площади фигуры с помощью палетки", математика,4-й класс Технология: технология проблемного обучения
Цель: -Найти способ нахождения площади фигур с помощью палетки. Задачи урока: 1.Учить анализировать геометрические фигуры. 2.Развивать логическое мышление учащихся, умение точно и обоснованно аргументировать, выделять те стороны наблюдаемых явлений, которые необходимы для существа исследования и осмысления задачи. 3.Создать условия для самостоятельного поиска знаний. 4.Совершенствовать умение решать задачи. 5.Воспитать интерес к предмету, любознательность, дружеское отношение к одноклассникам в совместной работе.
Оборудование:авторская презентация "Измерение площади фигуры с помощью палетки" Дидактические материалы к учебному занятию: учебник "Математика", 4 класс, М. И. Моро; палетки, цветная бумага для изготовления плана бассейна.
Ход учебного занятия: 1.Организационный момент: Учитель: Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
Дети: Каждый хочет получать Лишь оценку "5".
2. Сообщение темы урока Учитель: Ребята, мы вновь погружаемся в мир нескучной математики. Сегодня познакомимся с геометрическими фигурами, площадь которых находим новым способом. А каким, узнаем на уроке. У нас всё получится.
3. Актуализация знаний Учитель: Сегодня на уроке с нами работают ребята: Коля и Оля. Они приготовили для вас задания (Слайд 2).
1) Оля: Выбери правильное утверждение, что такое площадь. (а.б,в)
2) Коля: Составь пять верных равенств.
3) Коля: Назовите, какие геометрические фигуры узнали? (Слайд 3) Площадь каких фигур умеете находить?
4) Решение задачи. Коля и Оля нашли площадь прямоугольника. (Слайд 4) У Коли ответ: 15 см2, а у Оли -16 см2.
- Кто решил неверно? - Какая ошибка допущена? (Оля нашла периметр.) Проверка решения задачи на экране.
5) Задание от Оли: - Сколько кафельных плиток необходимо для того, чтобы отремонтировать пол. (Слайд 5) Нужно ли для этого узнать площадь квадрата? (Проверка работы на экране)
Физминутка
- Вы наверное устали? -Да! - И поэтому все встали. Дружно вытянули шеи И как гуси зашипели: "Ш-ш-ш!" Пошипели, помолчали И как зайки, поскакали. Поскакали, поскакали И за кустиком пропали.
4. Работа по теме урока
а) Постановка учебной задачи. (Слайд 6)
Связь с геометрией в старших классах Учитель: Как же находим площади следующих фигур? Могу сказать, что площади этих фигур в старших классах вычисляют по формулам. Но для нас это пока сложно.
На какие две группы они делятся? (Многоугольники и фигуры без углов)
Связь с жизнью (Слайд 7-9) Где в окружающей жизни встречаем фигуры с кривой линией? Как понравился вам дизайн этих предметов? Вывод.
б) Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения проблемы) Учитель: Возьмем овал.
Как же найти площадь овала?
На партах у учеников тоже овалы. Ученики предлагают свои варианты:
1) приблизительно считаем длину и ширину при помощи линейки; 2) площадь - это квадраты, берём тетрадный лист в клетку.
- Тетрадный лист можно брать, когда овал кладем на лист. А если наоборот, то через тетрадный лист (показываю) не видно фигуры. Как быть?
Вывод: Значит, квадраты чертим на прозрачную пленку.
- Ребята такая пленка называется: читаем определение на экране. (Слайд 10)
Работа с палетками. - Измерьте, чему равна сторона квадрата? - На какие квадратные единицы разделена ваша палетка? - Можно ли изготовить палетки в мм2, дм2, м2?
в) Первичное усвоение знаний (Слайд 11-13)
- Накладываем на фигуру палетку, как на экране. - Оля насчитала 25 полных клеток и решила, что площадь данной фигуры 25 см2. Как вы думаете, она права?
- Коля решил к полным квадратам добавить количество неполных и у него площадь квадрата 53 см2. Прав ли Коля? У него площадь получилась в 2 раза больше.
- Как тогда быть? Что делают ваши родители, когда нужна только половина плитки ?
- (Показываю неполные квадраты.) Вот два квадрата как один, вот ещё:
- Какой вывод можно сделать?
Ученики предлагают свои варианты, среди них нужный ответ:
- Плитки делят на 2 части
- Считаем все неполные квадраты и делим их на 2.
г) Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма, моделирование) (Слайд 14)
№208. Повторяем ещё раз этапы вычисления площади фигур.
Вывод
д) Закрепление (Слайд 15)
Практическая работа в группах (по 4 ученика.)
Письменное оформление решения задачи.
а) Задание от Оли:
- выбирают по цвету бумагу для пола и бассейна. - вырезают форму бассейна из липкой бумаги и приклеивают на пол. - считают площадь бассейна - считают площадь пола
Проверка работы: Складываем обе площади. Правильный ответ: около 81 см2 (бумаги для пола 9см х 9см).
б) Выполняют те, какая группа быстро справилась с работой.(Слайд 15-16)
Задание от Коли:
Вычислите площади фигур, используя: 1) смекалку и знания 2) палетку
Проверка: объяснение детей и показ слайда.
5. Работа над пройденным материалом
Самостоятельная работа с последующей проверкой.
Повторение соотношений между единицами длины:
- Где в этих таблицах ошибка?
1) Сравнение именованных чисел: №215. 2) Задача № 210.
6. Домашнее задание № 216,212
7. Рефлексия - Что нового вы сегодня узнали? Что было самым важным? Кто доволен своей работой? Кому ещё нужно потрудиться?