Суббота, 27.07.2024, 06:08
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы начальной школы » Математика

Работа над задачами на уроках математики в условиях внедрения стандартов второго поколенияя
Работа над задачами на уроках математики в условиях внедрения стандартов второго поколения.
Новые образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, обеспечивающего такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Решение поставленной задачи предполагается осуществить через формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих способность обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию.
На основе Концепции стандарта второго поколения разработана примерная программа по математике для начальной школы. Она создана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и необходимости решения задачи формирования у младших школьников умения учиться. В ней предъявлены требования к результатам ее освоения, в частности, предметные результаты, включающие элементы научного знания и опыт деятельности. В современных условиях нужно не просто давать информацию, а получать ее вместе с обучающимися через использование деятельностного подхода в обучении, формирующего умения учиться, самостоятельно оценивать свои успехи и неудачи.
В 2011-2012 учебном году наша школа являлась стажировочной площадкой по внедрению стандартов второго поколения , отличительной особенностью которых является деятельностный характер обучения, ставящий главной целью развитие личности обучающихся. При реализации стандартов важно вооружить обучающихся универсальными способами действий, которые помогут им жить в современном мире. Каждому педагогу необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы он обеспечивал развитие у каждого ребенка умения учиться, самостоятельно находить , усваивать знания и применять их в практической деятельности.
Работая по учебно-методическому комплекту «Перспектива», мы видим, что содержание учебников направлено на реализацию требований нового стандарта, внедряем современные образовательные технологии (деятельностный метод, проблемное обучение, исследовательскую деятельность).
В связи с данными требованиями особенно актуальной стала проблема обучения младших школьников решению открытых задач. Применение открытых задач в обучении математике младших школьников обеспечивает педагогу возможность не только давать знания, но и сталкивать обучающегося с проблемами, которые развивают творческое мышление, готовят обучающихся к решению жизненных задач, формируют у них умение делать выбор. Обучение решению открытых задач практически невозможно без применения деятельностного подхода.
Задача. Назовите все цифры, при подстановке которых вместо * получится верное неравенство 3* > 35. Как это сделать?
Этап 1. Освоение исследовательских умений, необходимых для решения данной задачи.
При первом знакомстве с заданием необходимо показать ученикам возможные методы решения проблемы.
Метод проб и ошибок.
Учитель. Получится ли верное неравенство, если вместо * поставить цифру 0?
Обучающиеся. Нет, так как 30 < 35.
Учитель. А если вместо * записать цифру 1?
Обучающиеся. Тоже нет.
Учитель. Как же нам найти этим методом нужные цифры?
Обучающиеся. Будем вместо * подставлять все цифры по порядку, пока не найдем ту, при которой неравенство будет верным.
Учитель. Какая это цифра?
Обучающиеся. Шесть.
Учитель. Верно, но нам надо найти все цифры , при которых неравенство будет верным. Кто догадался , какие это цифры?
Обучающиеся. 6,7,8,9.
Учитель. Почему вы не взяли числа, которые больше 9?
Обучающиеся. Существует всего 10 цифр. Цифра 9- последняя из них.
Метод рассуждения.
Учитель. Попробуем ответить на поставленный вопрос, применяя метод рассуждения. Чем похожи числа 3* и 35?
Обучающиеся. Это двузначные числа, у которых одинаковое число десятков.
Учитель. На какой разряд нам надо обратить внимание, сравнивая их?
Обучающиеся. На разряд единиц.
Учитель. Какому условию должно удовлетворять число единиц, чтобы 3* было больше числа 35?
Обучающиеся. Оно должно быть больше 5.
Учитель. Какие же цифры можно поставить вместо * ?
Обучающиеся. 6,7,8,9.
При решении открытой задачи можно ли назвать все числа, обращающие неравенство x + 25 785 < 30 000 в : а) верное; б) неверное. Рассматривая возможные методы решения, ученикам необходимо применить либо метод подбора ( проб и ошибок), либо метод рассуждения в новых условиях.
Анализ современных учебников по математике для начальных классов позволяет констатировать , что наряду с арифметическими (текстовыми ) задачами в них включены логические, комбинаторные, геометрические, ситуационные задачи, требующие от ребенка умения интегрировать знания не только из разных разделов начального курса математики, но и из разных учебных предметов.
При анализе ситуаций, описанных в логических задачах, младшие школьники овладевают умением искать и выделять необходимую информацию, приобретают опыт смыслового чтения и анализа объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков. На этапе поиска решения задачи развиваются такие УУД, как установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Последнее особенно актуально, так как во многих логических задачах разработка способа действия, плана и алгоритма решения является основной целью. Этот аспект важен и для включения информационного направления в начальный курс математики. Именно через решение логических задач можно естественным образом формировать элементы информационной культуры: познакомить обучающихся со способами обработки информации и наглядными формами ее представления в виде таблиц, графов, схем, блок-схем и других моделей. Решение логических задач вызывает большой интерес у младших школьников. Разработка методики обучения решению логических задач - дело непростое, так как многие из них являются и эвристическими, т.е. имеют уникальный способ решения, не типичный для других задач.
Опыт решения логических задач с младшими школьниками позволил нам выделить следующие наиболее универсальные модели процесса рассуждений:
• Моделирование на отрезках;
• Текстовые цепочки умозаключений;
• Таблицы;
• Графы;
• Блок-схемы.
Покажем возможности использования этих моделей на примере решения конкретных логических задач.
Моделирование условия логической задачи на отрезках позволяет большинству обучающихся самостоятельно справиться с решением логических задач уже в I классе. Приведем примеры задач и моделей к ним.
Задача 1. Дети играли в снежки. Андрей бросил дальше, чем Коля и Витя, но ближе , чем Сережа.
а)Отметь верную схему знаком «+», а неверную -знаком «- ».



б) Обозначь на луче точками другой возможный вариант.

Задача 2. Коля выше Саши, но ниже Юры. Обозначь отрезками рост мальчиков, если:
а) отрезок АВ обозначает рост Коли;
Коля А. . В
Юра ˚
Саша˚
б) отрезок АВ обозначает рост Юры;
Юра А . . В
Коля •
Саша •
в) отрезок АВ обозначает рост Саши;
Саша А ˚ ˚ В
Юра •
Коля •
г)Кто выше всех?
д) Кто ниже всех?
Задача 3.
Жили – были три котенка: белый, серый и рыжий . У каждого был свой домик. В каждом домике жил котенок, если серый не жил в первом домике, а белый жил во втором домике ?

Домик Белый Серый Рыжий
№1 1- 5+
№2 2+ 3-
№3 4 +

1). В задаче сказано, что серый котенок не жил в первом домике. Ставим -.
2). Известно, что белый котенок жил во втором домике. Ставим знак +.
3).Значит, серый котенок не жил во втором домике. Ставим знак -.
4). Следовательно, он жил в третьем домике. Ставим знак +.
5). Тогда рыжий котенок мог жить только в первом домике. Ставим +.
Последовательность рассуждений могла быть и другой.
1). В задаче сказано, что белый котенок жил во втором домике. Ставим +.
2).Значит, рыжий котенок не жил во втором домике. Ставим -.
3). Серый котенок тоже не жил во втором домике. Ставим -.
4).По условию задачи серый котенок не жил в первом домике. Ставим -.
5). Следовательно, он жил в третьем домике. Ставим +.
6). Тогда рыжий котенок мог жить только в первом домике. Ставим +.

Домик Белый Серый Рыжий
№1 1- 5+
№2 2+ 3-
№3 4+

Построение графа - наглядная форма для рассуждения.

Белый Серый Рыжий

Домик 1. Домик 2. Домик 3.

Таким образом, решение логических задач на уроках математики создает дидактические условия для овладения младшими школьниками основами логического и алгоритмического мышления, математической речи, умения работать с информацией, устанавливать истинность убеждений, составлять план поиска информации…Таких заданий много в тетради с печатной основой по математике и информатике.

Литература:

1.Галиулина Е.Н.Теория и практика методико-математической подготовки студентов педагогических факультетов к обучению младших школьников решению открытых задач.Наб.Челны,2009.
2.Истомина Н.Б.Методика обучения математике в начальных классах.М.,2009.
3.Стандарты второго поколения. М. «Просвещение»2011г.
4. Ж.«Начальная школа» № 6,12 2011г.
5. Интернет-ресурс – картинки.

Источник: http://mm-festival.letitbit.net/download/35ccd01202bc38d6d03ec6031f210d150/_____________________.pptx.html http://mm-fe
Категория: Математика | Добавил: elena1971 (27.01.2013) | Автор: Шевцова Елена Александровна E
Просмотров: 2515 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 elena1971  
Скажите, пожалуйста, какова судьба моей статьи?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]