Название работы: Умножение трехзначного числа на однозначное. Цель: Формирование умения умножать трехзначное число на однозначное. Задачи: 1. Закрепление умения умножать трехзначное число на однозначное. 2. Совершенствование прочных вычислительных навыков. 3. Закрепление умения решать задачи, выражений на порядок действий, уравнений. 4. Закрепление умения вычислять площадь и периметр квадрата. 5. Воспитание аккуратности, коммуникабельности, взаимопомощи. 6. Развитие внимания, памяти, логического мышления, математической речи учащихся. 7. Воспитание интереса к математике. 8.Воспитание аккуратности, коммуникабельности, взаимопомощи, самостоятельности. Оборудование: переносной компьютерный класс, проектор, экран, презентация (см. Приложение), геометрические фигуры из цветного картона для физминутки и для работы с геометрическим материалом, карточки для индивидуальной работы (аналогичные тем, что представлены на слайде 5). 1. Оргмомент Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. Учитель: Открываем тетради, записываем число, классная работа. 2. Устный счет. Учитель: Смотрим на экран. Что здесь изображено? (Слайд 2) (30 + 5) х 7 (41 - 3) х 5 Ученики: Выражения. Учитель: Какой закон математики можно использовать, чтобы найти значение этих выражений? Ученики: Распределительный закон умножения. Учитель: Найдите значение этих выражений, используя распределительный закон умножения. Ученики вычисляют. Учитель: Посмотрите на третье выражение. Как сделать из этого выражения выражение с одним действием? Ученики: Сложить 120 и 38, потом 158 умножить на 6. Учитель: А как сосчитать проще? Распределительный закон можно использовать? Ученики: Да. Но это долго. Учитель: А как проще? Ученики: Столбиком. Учитель: Найдем значение этого выражения, умножив столбиком. Ученики: выполняют. Учитель: Как вы думаете, над чем мы сегодня на уроке будем работать? Ученики: Закреплять умения умножать трехзначное число на однозначное. 3. Сообщение темы и целей урока. Учитель: Смотрим на экран. Здесь зашифровано слово. Разгадайте его. (Слайд 3) Ученики: Весна. Учитель: Сегодня на уроке математики мы узнаем много нового о весне, а поможет нам в этом умение умножать трехзначное число на однозначное. 4. Закрепление. Учитель: Оказывается, в Карелии есть три весны. Первая весна - «Весна света». Начинает ярко светить солнце, небо становится высоким, возвращаются из южных стран птицы. (Слайд 4) А какие птицы первыми прилетают в наши края, вы узнаете, когда найдете значение выражений и разгадаете слово. 5 человек работают по карточке на доске, остальные смотрят на экран и самостоятельно выполняют задание – находят значение выражений. (Слайд 5) Ученики находят значение выражений. Учитель: Какие значения у нас получились? Ученики называют. Проверка. Учитель: Используя полученные значения, отгадываем зашифрованное слово. (Слайд 6) Ученики: Грачи. Учитель: Первыми в наши края прилетают грачи. (Слайд 7) 5. Работа с ЭОР. Учитель: За «Весной света» следует «Весна воды». Под лучами солнца тает снег и радостно звенит капель. (Слайд 8) А о чем же нам поет капель? А об этом вы узнаете после того как выполните работу по вариантам. Первый вариант работает на компьютерах (ЭОР «Математика и конструирование» Рабочая тетрадь – Трехзначные числа – Умножение и деление – Часть 1 – задания 1,3,4). Второй вариант – решает уравнение. Смотрим на экран. (Слайд 9) Мальчики решают первое уравнение, девочки второе. Решаем по действиям, ответ записываем в строчку. Ученики выполняют Учитель: Какой ответ получился у мальчиков? Ученики: 238. Учитель: Какой ответ получился у девочек? Ученики:176. (Слайд 10) Учитель: Верно. Теперь меняемся. Второй вариант работает на компьютере (ЭОР «Математика и конструирование» Рабочая тетрадь – Трехзначные числа – Умножение и деление – Часть 1 - задания 5,6,7). Первый вариант решает уравнение. Смотрим на экран. (Слайд 11) Девочки решают первое уравнение, мальчики второе. Решаем по действиям, ответ записываем в строчку. Ученики выполняют Учитель: Какой ответ получился у девочек? Ученики: 238. Учитель: Какой ответ получился у мальчиков? Ученики:176. (Слайд 12) Учитель: Молодцы! Теперь мы сможем узнать, что же нам напевает капель? (Слайд 12) Посмотрите на экран. Здесь зашифровано слово. Вставьте вместо цифр буквы, и вы узнаете песню капели. Ученики выполняют: Цветок. Учитель: Капель нам поет о цветке. И третья весна в Карелии – «Весна цветов». (Слайд 13) Какие вы знаете весенние цветы? Ученики: Подснежники, мать-и-мачеха, ландыши. (Слайд 14) Учитель: Почему мать-и-мачеха имеет такое название? Ученики: Верхняя часть листа зеленая, холодная – мачеха, а нижняя – мягкая, теплая, белая от обильного опушения – мама. 6. Физминутка. Учитель: Изобразим эти цветы. По классу у нас развешены геометрические фигуры. - Цветы наклонили голову к синему прямоугольнику. - Цветы наклонили туловище к желтому квадрату. - Цветы повернулись к голубому квадрату. - Цветы потянули ручки к фиолетовому прямоугольнику. - Цветы наклонили туловище к зеленому прямоугольнику. - Цветы потянули правую ногу к серому квадрату. - Цветы наклонили голову к красному квадрату. - Цветы потянули ручки к оранжевому прямоугольнику. Учитель: Молодцы! Садимся на места. 7. Решение задачи. Учитель: Какой цветок любит эту геометрическую фигуру? (Желтый квадрат). Ученики: Мать-и-мачеха. Учитель: А эту? (Белый прямоугольник) Ученики: Подснежник. Учитель: Про эти цветы мы решим задачу. (Слайд 15). В лесу распустилось 112 подснежников, а мать-и-мачехи в 5 раз больше. Сколько всего цветов распустилось в лесу? Учитель: Читаем задачу. Ученики выполняют. Учитель: О чем говорится в этой задаче? Ученики: О цветах: подснежниках и мать-и-мачехе. Учитель: Что известно о подснежниках? Ученики: Их было 112. Учитель: Что говорится о мать-и-мачехе? Ученики: Ее было в 5 раз больше. Учитель: Что в задаче требуется узнать? Ученики: Сколько всего цветов распустилось в лесу? Учитель: Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи? Ученики: Нет. Учитель: Почему? Ученики: Мы не знаем, сколько цветов мать-и-мачехи? Но мы знаем, что ее было в 5 раз больше. Учитель: Что мы должны узнать сначала? Ученики: Сколько цветов мать-и-мачехи распустилось в лесу. Учитель: Каким действием? Ученики: Умножением: 112 умножить на 5. Учитель: Когда мы узнаем, сколько цветов мать-и-мачехи распустилось в лесу, мы можем узнать, сколько всего цветов распустилось в лесу? Ученики: Да. Учитель: Каким действием? Ученики: Сложением. Учитель: Записываем решение задачи по действиям с пояснением. Можно записать решение этой задачи выражением. В этом случае вы записываете выражение и ответ. Ученики выполняют. Проверяют. 8. Работа с геометрическим материалом. Учитель: А сейчас мы измерим площадь и периметр любимых фигур наших цветов. На столах у вас находятся геометрические фигуры. Каждый ряд измеряет стороны геометрических фигур в паре. Затем группы на местах находят периметр и площадь фигуры. Нужно правильно оформить и сосчитать. Ученики выполняют. Учитель: Проверяем (Слайд 16). Мы сейчас проверим площадь геометрических фигур, а периметр я проверю потом, когда соберу ваши тетради. Проверяем. 9. Рефлексия. Итог. Учитель: А сейчас проанализируйте свою работу на уроке. Как вы себя оцениваете? Было ли сложно? Почему? Какое задание понравилось? Какие были трудности? Командир встанет и выскажет мнение группы. Ученики выполняют. Учитель: Спасибо за урок.