Урок математики в 4 классе. Тема урока: Решение задач на движение. Цели и задачи урока: - формировать умение анализировать и решать задачи на равномерное движение; - закрепить знание связи между величинами (скоростью, временем и расстоянием); - совершенствовать вычислительные навыки; - развивать мыслительные операции; - воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки.
I. Оргмомент. -Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по сказке. У каждого из вас есть карта путешествия, на которой мы сможете сами оценить оказанную вами помощь.(Каждому ученику выдается карта). Итак, друзья, внимание – Вновь прозвенел звонок Садитесь поудобнее – Начнем сейчас урок. Жил – был Иван-царевич. И у него была невеста – Елена Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену. Опечалился Иван-царевич, упал на землю, залился слезами. А березка над ним шелестит: «Не плачь, добрый молодец, найдешь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Все там подчинено законам математики». II. Устный счет. Отправился Иван-царевич в далекий путь. А чтобы клубок указал ему дорогу, надо хорошо поработать устно. http://letitbit.net/download/35107.32a48e18bc8b0e249b46f094bb5e/Trofimenko_OV.rar.html
1. Решение круговых примеров. 9*8 4 *12 48:6 72:2 24:4 36:9 6*11 8*3 Расположите ответы в порядке убывания (возрастания). -Что общего у этих чисел? (Четные) - На какие группы можно разделить ответы? (На двузначные и однозначные). 2. Иван-царевич на ковре –самолете и Баба-яга в ступе одновременно прилетели из замка Кощея в тридевятое царство. Баба-яга вылетела раньше. Кто летел быстрее? Итак, в путь. Девиз нашего пути: Кто идет вперед, того страх не берет.
III. Долго ли, коротко ли шел он – на пути встретилась река, но мост сломан.. Справится с заданием Иван, значит починит мост и перейдет через реку. Поможем Ивану-царевичу? 3. Определите, у кого какая скорость? машина 6 км/с самолет 4 км/ч ребенок 4 м/мин черепаха 90 км/ч пароход 800 км/ч ракета 45 км/ч Молодцы. Физминутка. Мы туристы, мы в пути. Веселей шагайте ноги. Легче выдох, глубже вдох: Путь неблизок, недалек. Впереди течет ручей: Перепрыгнем поскорей.
С вашей помощью Иван-царевич благополучно миновал реку. А за ней – лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошел он в избу и видит: сидит на лавке Баба-Яга с учебником математики в руках. Увидела царевича и говорит: «Знаю, зачем пришел, но сначала объясни мне, что здесь написано». -Посмотрите на экран. Догадались? Сформулируйте тему урока. S =V * t V = S: t t= S:V Сформулируйте тему урока.(Решение задач на движение) 4. Решение трех задач по таблице на нахождение S, V, t по таблице.
1. Какое расстояние пролетит Баба-Яга от избушки до колодца за 3 часа, если будет лететь со скоростью 15 км/ч? (45 км) 2. Баба-Яга отправилась к Водяному ловить лягушек для снадобья. Сколько времени займет ее путь, если она будет лететь со скоростью 15 км/ч, а расстояние равно 75 км? (5 ч) 3. От Водяного Яга отправилась в замок Кощея. С какой скоростью она долетит, если расстояние 160 км, а лететь она будет 8 часов?
«Молодец, Иван-царевич. Открою тебе два секрета Кощея. Игла, в которой заключена смерть его, хранится теперь в сундуке под троном. Открыть тот сундук можно, решив задание, написанное на нем. А чтобы войти во дворец Кощея, надо справиться с замком, на котором написано задание. ( Индивидуальное задание по карточкам – 3 человека). Карточка 1. Заполнить таблицу: Ф.И.______________ Животные Величины Расстояние (S) Время (t) Скорость (v) Дельфин 300 км 5 ч ? Акула 140 км 4 ч ? 120 км 3 ч ?
Карточка 2. Заполнить таблицу: Ф.И.______________ Животные Величины S t v Жаворонок ? 5 ч 8 км/ч Воробей ? 4 ч 6 км/ч Гуси ? 3 ч 15 км/ч
Вот теперь, - говорит Баба-Яга, – бери ступу и лети в Кощеево царство». Поблагодарил Иван-царевич Бабу-Ягу, сел в ступу и через полминуты приземлился на развилке дорог. Вылез Иван-царевич из ступы и призадумался, по какой дороге идти. Одна дорога короткая с трудным заданием, а другая длинная, но с простой задачей. 5. 1 вариант: № 477(1) 2 вариант: № 480 (Проверка индивидуальных заданий). Иван-царевич сделал все правильно, и перед ним расступились деревья, указывая ему путь в Кощеево царство. Обрадовался Иван-царевич, что нашел нужную дорогу. Но прежде чем идти к Кощею, решил немножко размяться. Физкультминутка. По порядку стройся в ряд! На зарядку все подряд! Левая! Правая! Бегая, плавая, Мы растем смелыми, На солнце загорелыми. Ноги наши быстрые, Метки наши выстрелы. Крепки наши мускулы. И глаза не тусклые. По порядку стройся в ряд! На зарядку все подряд! Левая! Правая! Бегая, плавая, Мы растем смелыми, На солнце загорелыми. Увидел Кощей Бессмертный, что идет к нему Иван-царевич, и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое. Тем временем Иван-царевич справился с шифровками, которые дала ему Баба-Яга и разгадал секрет замка. - Наш герой появился перед Кощеем, а тот говорит ему так ласково: «За невестой пришел, добрый молодец? Давай мирно договоримся: задам я тебе всего одно задание. Справишься с ним – забирай Елену Прекрасную, а не решишь – голова твоя с плеч долой!» Делать нечего, согласился Иван. 6. Стр. 95, № 483(1). 3*(14+8):2=33 7*(12+9):3=49 Решил Иван-царевич задания, но не захотел Кощей Бессмертный выполнить свое обещание. Выхватил тогда Иван меч, и стали они сражаться. Шаг за шагом все ближе подбирается Иван к трону. Вот уже и схватил он сундук с иглой. На сундуке задание: 7. За 24 часа (сутки) сердце Кощея делает 2400 ударов. С какой скоростью бьется сердце Кощея? 2400:24=100(уд./ч)
Решил Иван-царевич задание, в тот же миг сундук открылся. Иван взял в руки иглу и переломил ее. Кощей упал замертво, а в стене открылась потайная дверь и вышла Елена Прекрасная. Стал Иван-царевич рассказывать о своих приключениях, о том, с какими трудностями пришлось ему встретиться на пути к невесте. Елена Прекрасная восхитилась Иваном и спросила, может ли он выполнить еще ее задание – трудное. Иван-царевич согласился. Вот, что предложила ему Елена Прекрасная: - Как можно найти скорость, зная время и расстояние? V = ? - Как найти расстояние, зная скорость и время? S =? - Как найти время, зная скорость и расстояние? t = ? IV. Итог: Все решил Иван-царевич. Похвалила его Елена Прекрасная, и отправились они домой, в свое царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии. Вот и закончилась сказка. Понравилась она вам? А чему она учит? (Дружбе, умению придти на помощь…) Все сегодня на уроке старательно работали. Закрепили решение задач на движение. На последующих уроках эти знания и умения вам пригодятся для решения более сложных задач на движение Выставление оценок: 1. За решение задач у доски 2. За карточки 3. За активную работу на уроке V. Д/задание: Стр. 95, 483 (2), № 481 Спасибо вам, дети, за урок!