Конспект урока "Эта удивительная природа" в 3 классе
Горбачева Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МКОУ «Новоархангельская СОШ» Любинского района Омской области. Тема урока. Разнообразие растений. Цели урока: • ознакомить учащихся с основной классификацией растений; • рассмотреть особенности каждой группы растений; • ознакомить с лекарственными растениями, произрастающими на территории нашего села (региональный компонент).
Оборудование: 1. Демонстрационные таблицы с изображением разных групп растений. 2. Таблица «Царства живой природы». 3. Таблица « разнообразие растений». 4. Компьютер. 5.Презентация « Лекарственные растения». 6.Презентация викторина « Лесная аптека».
Ход урока. I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока (2 мин) - Отгадайте загадки. Вырос в поле Злой и колкий, Во все стороны иголки. (Репей)
Из – под снега расцветает, Раньше всех Весну встречает. (Подснежник)
Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год. (Ель) - Что между ними общего? (Относятся к царству растений.) - Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с новой классификацией растений.
II. Проверка домашнего задания. (4 мин.) Проверку можно провести в виде краткого фронтального опроса по вопросам раздела «Проверь себя» в учебнике: - Что такое почва? - Какой состав имеет почва? - Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли? - Какие живые существа есть в почве? - Как образуется почва? - Почему, сажая растения, мы одновременно и охраняем почву?
III. Работа по теме
1. Повторение. (3 мин) Как называется наука, которая изучает живую природу? (Биология.) -На какие царства учёные- биологи делят живую природу? (Ответы детей.) Учитель вписывает в прямоугольники ответы детей. На доске появляется таблица:
- Сегодня на уроке ознакомимся с разнообразием царства растений.
2. Изучение новой темы.(3 мин) Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения – зелёная одежда Земли». Они образуют леса, луга. Зелёный наряд делает нашу планету удивительной. На доске – картинки с разнообразными растениями ( по выбору учителя). - На какие группы можно разделить эти растения? (Деревья, кустарники, травы.) -Какие части растений вы знаете? ( Корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами.)
3. Работа по учебнику. (стр. 74)(5 мин) - Рассмотрите рисунок на стр. 71 и докажите, что растения очень разнообразны. - Прочитайте текст учебника. Найдите ответы на вопросы. - На какие группы делится царство растений? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.) - Как называется наука о растениях? (Ботаника.) - Где растут водоросли? (Жители воды.) - Где можно встретить мхи? ( Во влажных местах.) - Как узнать папоротники? ( По красивым листьям, похожим на перья.) - назовите представителей хвойных растений. ( Сосна. Ель, кедр …) - Какая из групп наиболее разнообразна? (Цветковые растения)
4. Работа в рабочей тетради. (стр. 29 №1.) (3 мин.) - Прочитайте. - Рассмотрите рисунки. На каждом рисунке изображены представители разных групп царства растений. Пронумеруйте рисунки. - Первая группа водоросли. Найдите рисунок с изображением водорослей. Поставьте цифру один в этот прямоугольник. Выполните задание. Проверка. (2, 4, 5, 1, 3) - Используя данные рисунки, расскажите о разнообразии царства растений.
IV. Физкультминутка (2 мин.) Говорит цветку цветок: «Подними - ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.) Выйди на дорожку Да притопни ножкой. (дети шагают на месте, Высоко поднимая колени.)
Да головкой покачай- Утром солнышко встречай. (вращение головой.) Стебель наклони слегка- Вот зарядка для цветка. (Наклоны.)
А теперь росой умойся, Отряхнись и успокойся. (Встряхивая кистями рук.) Наконец готовы все День встречать во всей красе. (дети садятся за парты.)
V. Работа по теме (5 мин.)
1. Новая классификация растений. Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии. Учёные – ботаники делят царство растений на несколько групп.
В каждой группе растений очень много видов. - Посмотрите на растения в учебнике (стр.74). К какой группе они относятся? ( Цветковые растения.) Докажите. - Сколько видов растений вы видите? ( Три. Это подорожник, одуванчик и клевер.) - Учёные биологи их называют одуванчик лекарственный, подорожник большой, клевер красный. Есть растения ядовитые, и есть лекарственные. VI. Просмотр презентации (8 мин.)
Давайте посмотрим презентацию «Лекарственные растения, произрастающие на территории нашей местности»
Учёным сейчас известно около 350 тысяч видов растений. Из них почти 250 тысяч – цветковые. Мхов на свете около 27 тысяч видов, папоротников – более 10 тысяч. А вот хвойных всего около 600 видов.
VII. Закрепление ( 3мин.) Работа в рабочей тетради. (стр. 29 №3.) - Прочитайте. - Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 74. - Выполните задание. (стр. 30 №4.) - Прочитайте. - Запишите по три примера различных видов растений. Проверка. - Назовите примеры разных видов растений. К каким группам они относятся? - Что интересного вы о них знаете?
VIII. Итог урока (5 мин.) Викторина «Лесная аптека» (презентация).
IX. Домашнее задание (2 мин.) 1. Выполнить в рабочей тетради задания 6, 7 (стр.31). 2. Прочитать в учебнике статью на стр. 71 – 75; ответить на вопросы раздела « Проверь себя». 3. Выполнить задания 1, 2 на стр. 75 учебника.