Пятница, 29.03.2024, 04:01
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы начальной школы » Природоведение и окружающий мир

Природные зоны России. Тайга.
1. Название конкурса: «Пятый открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе».
2. Тип урока: комбинированный урок.
3. Цель урока: Дать знания о природных зонах России, углубить знания о взаимосвязях природных компонентов в разных природных зонах.
4. Задачи урока:
а) Закрепить знания о закономерностях смены природных зон на равнинах.
b) Способствовать развитию у учащихся исследовательской деятельности.
c) Воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний, любви к Родине
5. Краткое описание хода урока:
I. АОЗ
1. Оргмомент.
II. Повторение изученного материала:
- Дети должны понять о какой природной зоне идет речь в тексте (слайд
2-4;)
Тексты:
1) Эта зона занимает острова Северного Ледовитого океана и северную часть полуострова Таймыр. Зимой здесь очень холодно, с середины октября и до конца февраля солнце совсем не видно. Почва в этой зоне не образуется. Температура воздуха зимой достигает до -60 С.
2) Вдоль берегов северных морей на тысячи километров с запада на восток протянулась эта зона. Морозы держатся здесь около восьми месяцев. Зимний день очень короткий. Много озёр и болот, т.к. многолетняя мерзлота под тонким слоем едва прогретой почвы не пропускает талые воды на глубину. Лето холодное, длится оно 2-3 месяца. Во второй половине лета выпадают осадки в виде обложных моросящих дождей.
- Викторина (слайды 5-8) Подготовил её для детей сказочный герой Буратино)
- Устные рассказы детей о зонах арктических пустынь и тундре (9 слайд):
(были подготовлены заранее дома как мини- исследование)
Зона арктических пустынь. Слово «Арктика» означает медведь. Это царство белого медведя. Почему? Потому что он не любит тепла, толстая кожа, густая шерсть, толстый слой подкожного жира позволяют ему переносить суровые холода и длительные голодовки. Белый цвет – цвет маскировки, т.к. в данной зоне снег лежит круглый год. Природная зона расположена в Арктике, северной полярной области Земли, лежащей за северным полярным кругом, под созвездиями Медведиц – Большой и Малой. Зона находится в арктическом климатическом поясе. Суровый климат – очень суровая зима, холодное лето, средняя температура 0, полярная ночь, ураганные ветры, полярное сияние, все живое улетело на юг, либо улеглось в спячку. Летом – полярный день. Лето очень короткое. Вся природа преображается. В Арктику прилетают тысячи птиц. Селятся они на скалах, свободных ото льда. Гомон стоит невообразимый. Кроме птиц на лето приплывают огромное количество ластоногих: сивучи, морские львы, моржи, котики. Человек в таких условиях ограничен в хозяйственной деятельности – рыбная ловля, охота на морского зверя.

Зона тундры. Слово «тундра» имеет происхождение от «тунтури», что в переводе с языка народов саами означает «сопки» – невысокие вершины, которые не покрыты лесом. Эта зона сформирована вдоль северного побережья России. Арктический и субарктический климатические пояса. Полярный день и полярная ночь, снежный покров маломощный, но плотный, сильные ветры, короткое прохладное лето, множество озер и болот, нет деревьев (господство мхов, лишайников, кустарничков – брусника, черника, морошка, карликовая береза). Много перелетных птиц летом. Типичные животные: лемминги, песцы, северные олени, полярные совы.
Тундра красивая дважды в году. Первый раз – в августе, когда созревает морошка. Цвет тундры меняется с зелёного на красный, а потом на желтый. Созревая, морошка становиться желтой. Второй раз – в сентябре, когда желтеют листья берёзы и ивы. Карликовые березка и ивы ведут себя так же, как и их «сестры» – береза и ива в лесной зоне России.
«Золотая осень» красива и в тундре. Тундра – раздолье для грибника. Грибы чуть ниже карликовых березок и ив, и очень хорошо видны. Говорят, что грибы в тундре растут выше деревьев. Это почти правда, если учесть, что «деревья» имеют высоту 15–30 см. Самое приятное для грибника обстоятельство – грибы из-за прохладной погоды не червивые.
В тундре растет и настоящий лес, но только в долинах рек, так как это понижение рельефа и они защищены от ветра. Но и здесь деревья не высоки и разрежены. Ближе к тундре деревья имеют флаговую форму (ветви растут с подветренной стороны, которая защищена стволом от ветра). Стволы дерева часто имеют густую поросль веток внизу – там, где зимой снег укрывает ветки. Выше 10–15 см ствол голый.
III. ФНЗ с использованием АМО
Метод «Океан знаний»:
Цели: представление и структурирование нового материала, развитие познавательных и исследовательских процессов для более эффективного усвоения большого объёма учебного материала.
Группы: весь класс
Время: 20-25 минут
Материал: на ватмане изображение кары с островами, вертолётик, Цветные маркеры и таблички с названиями островов.
Проведение:
Учитель знакомит учеников с целями и задачами урока. Главная задача перед детьми – создание образа природной зоны, установление причинно-следственных связей. На доске прикреплён ватман с изображением карты островов (знаний). В центре указана тема. Остальное пространство разделено на острова (секторы – они пронумерованы) но пока не заполнены. Рядом на доске прикрепляются таблички с названиями ключевых разделов данной темы урока: Месторасположение
Климат
Животный мир
Растительный мир
Виды деятельности людей
Детям предлагается выбрать и назвать какой, по их мнению, должен быть прикреплён первым раздел темы на карту знаний и обосновать свой выбор. Учитель прикрепляет табличку с названием «Месторасположение» на остров №1 и начинает объяснять новый материал. Начинается работа с мультемедийной презентецией по теме.
1. -Отправляемся путешествовать по России на нашем «вертолетике» (10 слайд).
2. -Улетев из тундры, попадаем в зону лесов (11 слайд). Рассказ учителя о месторасположении этой зон: Зона лесов – самая обширная природная зона в России, она протянулась на много тысяч километров от Калининградской области до берегов Тихого океана. Леса занимают 45% территории нашей страны и составляют примерно 1/5 лесов всего мира.
3. Работа с картой. Объяснение учителем нового материала о тайге (о её местонахождении). Основные понятия записываются маркером на острове под табличкой №1.
4. После объяснения 1 раздела, ребятам предлагается решить какой будет следующий раздел темы и что необходимо изучить далее по теме. Далее педагог раскрывает тему раздела «Климат тайги».
5. (слайды 12-16.) Рассказ учителя.
Территории, занятые тайгой, отличаются наиболее суровым в пределах лесной зоны климатом, избыточным увлажнением. Смешанные и широколиственные леса формируются в более южных районах, в условиях достаточного количества тепла и влаги.
«Тайга – слово, принятое в мировой географической и ботанической литературе для обозначения зоны хвойных лесов умеренного пояса Евразии. Тайга характеризуется небольшими суммами температур за период с суточными температурами выше 10оС в пределах 1000–1800о, с годовыми осадками в пределах 300–800 мм, продуктивностью фитомассы 260 т на 1 га и годовой ее продуктивностью 7 т на 1 га.
В конце рассказа учитель вместе с детьми записывает основные понятия на ватмане под табличкой «Климат». Учитель продолжает свой рассказ о тайге.
Господствующие древесные породы: ель, лиственница, пихта, сибирский кедр. Ландшафт тайги характеризуется дремучими зарослями, ветровалом, часто избыточным увлажнением, наличием торфяников, недостатком света, особенно в черневой тайге». (Э.М. Мурзаев. Словарь народных географических терминов.)
«…Здесь медведь – хозяин. Ему нипочем все эти полуистлевшие перевернутые вверх корнями пни. Эти трухлявые колоды-трупы, из чрева которых победоносно прет молодняк, эти нагромождения тысяч поваленных бурею дерев, образующих огромные заломы; их трудно одолеть даже сказочному Сивке-Бурке. Все это поросло быльем, чертополохом, бояркой, крушиной, папоротником, и кой - где алеют кумачовые семейства мухоморов. Не место здесь человеку, даже птиц не видно, – разве что дятел пропорхнет, – здесь царствует медведь, на вершинах же дерев невозбранно владычествует белка.». Так описал тайгу в своем романе «Угрюм - река» В.Шишков.
Леса – основная природная зона России. Леса образуют две природные зоны: а) тайга; б) смешанные и широколиственные леса.
Безморозный период, с температурой выше +10оС, непродолжительный, крестьянин должен быстро посеять, убрать сено, урожай пока хорошая погода. Т.к. чаще в лесной зоне Русской равнины пасмурная циклональная погода. Отсюда поговорка «Летний день год кормит». Зато зима давала время для отдыха и безделья. А отсюда привычка к лени, но и к огромному кратковременному напряженному труду.
Тайга Русской Восточно – Европейской равнины (cлайд 12): Умеренно-континентальный тип климата господствует в европейской части России. Основные признаки этого климата: теплое лето (t июля +12 ,+20),морозная зима (t -4до -20 С), годовое количество осадков от 800мм на западе и 400 мм на востоке. Формируется этот климат под влиянием западного переноса атлантических воздушных масс, относительно теплых зимой и прохладных летом, постоянно влажных. Увлажнение изменяется от избыточного на севере, до достаточного на юго-востоке.
Тайга Западной Сибири( слайд 13): Умеренно-континентальный тип климата господствует в европейской части России. Основные признаки этого климата: теплое лето(t июля +12 ,+20),морозная зима (t -4до -20 С), годовое количество осадков от 800мм на западе и 400 мм на востоке. Формируется этот климат под влиянием западного переноса атлантических воздушных масс, относительно теплых зимой и прохладных летом, постоянно влажных. Увлажнение изменяется от избыточного на севере, до достаточного на юго-востоке
Тайга Восточной Сибири (слайд 14): Тип климата – резко континентальный, что объясняется следующими причинами:
• Удаленность от океанов (Атлантического), закрытость хребтами (от Тихого);
• Огромная протяженность с севера на юг Зима самая холодная в России и в северном полушарии. На территории находятся «полюса холода» - Оймякон и Верхоянск с абсолютными минимумами температур: -71С и -68С соответственно. Это происходит в результате действия Сибирского антициклона (азиатского максимума).
Большая часть Восточной Сибири покрыта светлохвойными лиственничными лесами. Повсюду на песчаных и щебнистых почвах произрастают сосновые леса. Сосна и лиственница имеют высокую и несомкнутую крону, поэтому в этих лесах всегда много света.
Тайгу образуют различные хвойные породы деревьев, что и объясняет разный внешний облик тайги. Часто встречаются темнохвойные елово-пихтовые леса, где к ним присоединяются кедровники. Кроны елей плотно сомкнуты, под ними селятся ковры изо мха, а другие растения в нижних ярусах плохо переносят постоянную тень и поэтому развиты слабо. Так же западносибирская тайга богата сосной, лиственницей, на местах пожарищ растут береза и осина. (слайд 15)
Закончив изложение материала, учитель, вместе с обучающимися, кратко вписывает в раздел (остров) основные понятия. Далее, выбрав с детьми, следующую тему: «Животный мир тайги» учитель продолжает свой рассказ.
6. Животный мир тайги (слайды 17-28)
- во время работы с мультимедиа учитель задает вопросы и загадки о растениях тайги;
- дети слушают звуки живой природы: голоса птиц и зверей;
- несколько учащихся рассказывают о насекомых этой природной зоны.
5. Физкультминутка.
(слайды 17, 18 )
IV. Закрепление изученного материала.
1. Растительный мир тайги (слайды 32-39).
2. Чемпионы леса:
1. Самое долговечное дерево – лиственница, живущая 900 лет.
2. Самое высокое дерево – кедр.
3. Самое распространенное дерево – сосна.
4. Самое красивое, новогоднее дерево – елочка.
5. Самое распространенное лиственное «дерево-пионер» – береза.
6. Самое морозоуствойчивое, пугливое, говорливое дерево – осина.
7. Самое гибкое дерево, лесная балерина – рябина.
Переходим к следующему разделу на карте знаний. «Труд людей в тайге».
3. Труд людей в тайге (рассказ учителя сопровождается мультимедиа) слайды 39-46
Просмотр видеоролика
Таким образом, наглядно и чётко структурировано представляется весь большой и объёмный новый материал урока, выделяются все его ключевые моменты. Существующие, на момент начала объяснения новой темы урока, все «пустые» разделы-острова на карте знаний постепенно заполняются основными понятиями. В конце объяснения учитель задаёт вопрос: «Действительно были затронуты все необходимые разделы для изучения в полном объёме данного учебного материала по теме урока?»
V. Итог урока.
Для подведения итогов урока можно использовать метод «Итоговый круг».
Цель: выяснение количество и качество полученных обучающимися знаний.
Время 5-10 минут.
Группы: 3 группы ( можно по рядам в классе)
Материал: на ватмане большой круг, разделённый на части, фломастеры, скотч, цветные карточки.
Проведение:
Учитель предлагает ученикам представить, что они лётчики, вернувшиеся из дальнего путешествия по тайге. Им необходимо в штаб сдать отчёт о полученных знаниях во время путешествия. Для этого необходимо заполнить «карточки отчёта». Ребята дописывают в карточках и прикрепляют в нужную часть круга свои ответы на ватман.
Табличка: 1 Я теперь знаю, что зона лесов расположена - …………..
2 Климат тайги -……………………………
3 Животные тайги- ……………………….
4 Растения тайги -………………………..
5 Занятия людей в тайге -…………………
Для учителя этот этап очень важен , так как это позволяет выявить на сколько хорошо усвоили дети новый объёмный учебный материал; на что необходимо обратить внимание при подготовке к следующему уроку.
VI. Домашнее задание (подготовить доклад по теме «Зона лесов. Тайга»

6. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:
Предлагаемая разработка урока и презентация позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные и коммуникативные. Помогает учителю конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта. Качество знаний увеличилось по следующим причинам:
• большой объем информации выдавался по частям, поэтому изучаемый материал усваивался легче, чем материал учебников и статей;
• информация предлагалась в виде наглядных образов, работы с картой, что облегчало ее восприятие; а также это позволяет учащимся в более яркой форме рассматривать понятия и определения, видеть различные объекты на фотографиях, закреплять материал в интересной форме.
• дети более подробно и углубленно познакомились с месторасположением, климатом, растительным и животным миром зоны лесов.

Источник: http://konkurs-multimedia-urok.letitbit.net/download/40d6b84e1bc9fc6b7abe7bd950b90de1c/NS_POM_GorshkovaZHA_konkursMM5.zi
Категория: Природоведение и окружающий мир | Добавил: zhanna (25.10.2012) | Автор: Горшкова Жанна Александровна E
Просмотров: 11473 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]