Цели и задачи: формировать представления о естественных науках, об учёных, их способах познания мира, развитие познавательного интереса к изучению природы, формирование умений работать со словарём.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Что мы будем делать с вами, Что б природе стать друзьями? Что б природе другом стать, Тайны все её узнать. Все загадки разгадать Научитесь наблюдать. Будем вместе развивать качество-внимательность. А поможет все узнать наша любознательность. Только вместе, только дружно Изучать природу нужно!
2. Проверка домашнего задания.
1) - Откроем тетради на с. 19 № 32. - Проверим Ваши знания: Но пожар случиться может, Пусть не наша в том вина, На тот случай знаем тоже, Как должны вести себя: Если в двери выйти можно, Так и сделаем, - уйдём, Из квартиры всех животных За собою уведём. Дверь прикроем поплотнее, О пожаре сообщим И попросим всех соседей Позвонить по “ 01 ”.
Победит огонь коварный Тот, кого зовут … ( пожарный )
Запах, чувствуя в квартире, Наберите “ 04 ”.
Если же не уходит газ, надевай … ( противогаз ) - Молодцы!
2) Мир наш огромен, богат и ярок!
Человеку он дан не зря. Но жить в этом мире каждый обязан По правилам жизни, друзья. Правила эти просты Их выполним и я, и ты! А человеку, который делает то, что желает Правил этих не выполняет Создает себе в быту такие проблемы, Что нужно ему оказать помощь непременно. - Для этого есть телефоны с номерами служб спасения. - Если что-то горит, какой номер набираем? - Когда кто-то кого-то обидел, какой номер набираем? - По какому телефону позвоним, если плохо тебе или кому то еще? - По какому телефону нужно звонить, когда запах ты газа вдруг обнаружил?
Вызывать службы надо по необходимости и правильно передавать сведения. - А вы умеете разговаривать по телефону? Сейчас проверим. - С чего начинается разговор по телефону? Как называются эти слова? ( слова приветствия ) - После слов приветствия, что должно звучать? ( надо представиться ). - Как передавать сообщения? ( чётко, кратко, не задерживать телефон ) - Примерный разговор. ( инсценировка ) - Какую службу будем вызывать? Набираем номер службы …
3) Кроссворд. ( презентация , слайд 2 )
В К У С А Р А С Ч Ё С К А С Л Ё З Ы О Г О Н Ь М И К Р О Б Ы Г А Н Т Е Л И
1) В полости рта есть зубы и язык. Это орган … ( вкуса ) 2) Этот предмет должен быть только в личном пользовании человека ( расческа ) 3) Если соринка попала в глаз, то они придут вам на помощь. Кто они? ( слёзы ) 4) Он друг ребят, но когда с ним шалят, он становится врагом и сжигает все кругом ( огонь ) 5) Если у человека грязная кожа, то на ней размножаются. Кто? ( микробы ) 6) Силачом чя стать решил, 7) К силачу я поспешил, 8) – Расскажите вот о чем, 9) Как вы стали силачом? 10) Улыбнулся он в ответ: 11) – Очень просто. Много лет, 12) Ежедневно, встав с постели, 13) Поднимаю я… ( гантели ) - Какое слово у нас получилось? ( ученые )
3. новый материал.
- А знаете ли вы, кого называют учеными? ( презентация, слайд 3 ) Ученые – специалист в какой-либо области, внесший реальный вклад в науку. - Каких ученых вы знаете? ( экологи, биологи, астрономы) ( презентация, слайд 4, 5 ) Экологи – это люди, которые занимаются экологией. Защищают природу. Это ученые, которые оберегают все, что растет, и всех кто живет в природе, от исчезновения. Ученые экологи учат нас, бережно относится к миру природы, к воде, земле, воздуху, к растениям, к животным. Биологи изучают живую природу. Географы и геологи изучают и описывают Землю, планету, на которой мы живём. Астрономы изучают звёзды и другие космические тела. Ученые-генетики исследуют способы лечения болезней. - Кто знает основные науки о природе? ( астрономия, физика, химия, геология, география, биология, экология ). ( презентация, слайд 6 ). - А как учёные изучают окружающий мир? Они наблюдают за природными объектами, явлениями, высказывают предположения об их размерах, формах, строении, свойствах, движении. Затем проверяют свои гипотезы, продолжая наблюдать с помощью изобретённых приборов. С помощью микроскопа рассматривают мельчайшие частицы. Микроскоп – это увеличительный прибор. Телескоп служит для наблюдения далёких небесных тел. Чтобы уточнить и углубить знания о свойствах предметов и явлений окружающего мира, ученые проводят эксперименты на их моделях. После этого делают выводы и формулируют законы природы. Люди многих профессий пользуются научными знаниями. Очень часто при изучении природы применяют еще один метод – измерение. Измеряют, к примеру, размеры и массу, температуру, скорость движения, время протекания определенных процессов. Для этого используют измерительные приборы: линейку, весы, термометр, секундомер, и др. ( презентация, слайд 7, 8 ) На основании наблюдения, эксперимента и необходимых измерений – производят описание. ( презентация, слайд 9 ).
4. Работа с учебником.
С. 50 - Давайте поставим себя на место ученых и попытаемся с помощью рисунков на с.50-51 повторить их действия, сформулировать познавательную задачу, выдвинуть гипотезу, провести эксперимент с использованием приборов, сделаем научный вывод. Девочка измеряет температуру воды, опуская в нее локоть ( надо взять термометр ). Мальчик хочет узнать, какой учебник легче ( надо взять весы ). Мальчики хочет узнать о растениях, которые они сфотографировали в дикой природе ( Как они называются, какими обладают свойствами ). Девочка рассматривает строение маленького жучка ( надо взять лупу ). Мальчик хочет рассмотреть поверхность Луны ( надо взять телескоп ). - Кем хотят стать ученики? Ботаниками, зоологами, астрономами, физиками, историками. Девочка с микроскопом мечтает стать биологом. Ребята со старинным шлемом – историками. Ребята, собирающие электрическую цепь – физиками. Мальчики с пробирками – химиками. - Предположите, в каких учебных кабинетах проводят свои исследования эти ученики? - А какой наукой хотели бы вы заняться? Любое исследование начинается с наблюдения, поэтому окружающий мир необходимо наблюдать систематически.
5. Работа в рабочей тетради.
С.20 № 1. Приборы для исследования. Что мы ими можем измерить? ( вес, время, объем, размер, температуру )
6. Закрепление.
Карточки на столах. - Какая наука что изучает? ( работа в парах )
Астрономия живую природу
Физика небесные тела
Химия движение тел, электричество, звук, свет
География бережное отношение к окружающему миру
Биология вещества и их превращения
Экология форму, строение, состав и развитие Земли
- Какие методы исследования потребуются для того, чтобы: А) узнать скорость передвижения улитки, черепахи, гепарда ( наблюдение, эксперимент ). Б) выяснить, какие тела плавают, а какие тонут в воде ( эксперимент ). В) определить время восхода и захода Солнца ( измерение, наблюдение ). - Подумайте, какие наблюдения, опыты, измерения вы можете провести дома. Разумеется, это должны быть действия, безопасные для вас и окружающих.
- Проведите опыты с магнитом: определите какие тела он притягивает, а какие нет. - Понаблюдайте за поведением аквариумных рыбок или других животных и опишите их. Результаты запишите на листок. - Понаблюдайте, что происходит в природе, нарисуйте или сфотографируйте то, что вас удивит, заинтересует.
Учебник с.50 – 53 пересказ
9. Итог урока.
- Что изучали на уроке? - Каких ученых вы запомнили на уроке? - А какие запомнили основные науки о природе?