Воскресенье, 23.06.2024, 22:02
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы начальной школы » Природоведение и окружающий мир

Разработка урока окружающего мира по теме "Горизонт"
Урок окружающего мира во 2 классе
Тема: Посмотри вокруг. Горизонт.
Цель:
• сформировать представление о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными), учить обозначать их на схеме, познакомить с понятием «ориентирование», дать представление об умении ориентироваться, то есть находить главные направления – север, юг, запад, восток;
• содействовать формированию учебно-познавательной, коммуникативной, информационной компетенций обучающихся: развитие умения целеполагания, анализа полученной информации, монологической речи учащихся, владения различными социальными ролями в коллективе, навыка работы в группе;
• развивать познавательные, коммуникативные и личностные УУД;
• воспитывать интерес к предмету, культуру взаимоотношений.
Оборудование:
1. Мультимедийная презентация ;
2. Учебник А.Плешакова «Мир вокруг нас», рабочие тетради к учебнику (у учащихся).
3. Карточки для инд.работы (для записи сторон горизонта)
4. Карточки для парной работы (по определению сторон горизонта)
5. Карточки для групповой работы.
6. Карточки с промежут.направлениями (СЗ, СВ, ЮЗ, ЮВ).
7. Кораблики (для рефлексии).
8. Глобус.
9. Физическая карта полушарий.
Ход урока:
I. Организационный момент
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только знания опять.
II. Введение в тему и постановка цели урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны окружающего мира и начинаем изучать новый раздел «Путешествия», сегодня мы будем в роли путешественников. Путешествовать будем по нашей планете.
- Как называется наша планета, на которой мы живем? Давайте вспомним, что вы знаете о нашей планете? (высказ.детей)
- Какую же форму имеет Земля? слайд 2

слайд 3 Но об этом люди узнали не сразу. Еще в древности мудрецы размышляли об этом. Некоторые думали, что Земля – плоский остров, окруженный океаном. Другие представляли себе Землю в форме половинки яблока, которая плоской частью лежит на трёх китах, плавающих в океане. Третьи представляли, что Земля лежит на трёх слонах, а слоны стояли на черепахе, которая плавает в океане.
А вот в том, что Земля имеет форму шара, люди убедились еще задолго до того, как поднялись в космос. Это произошло, когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морю.
слайд 4 Они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале далеко в море появлялась сначала ( ) мачта корабля, и только при его приближении становился виден весь корабль .
Прошло много времени, и люди поняли, что так может быть только на Земле, которая по форме напоминает шар.
слайд 5 Почти пять веков назад отважный капитан Фернан Магеллан снарядил пять судов.
слайд 6 Они должны были выйти из порта и плыть постоянно в одном и том же направлении, чтобы вернуться в этот же порт. Долгие месяцы плыли корабли. Один из парусников разбился о скалы, другой вернулся домой с полпути, третий сожгли, четвёртый попал в плен. Погиб Магеллан. И только одно маленькое судно под названием «Виктория» вернулось обратно в порт только через три года. Это стало еще одним доказательством шарообразной формы Земли.

слайд 7 И вот в наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля имеет форму шара.
Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края. Зато люди могут совершать кругосветные путешествия: обогнув Землю, возвращаться в то же место. Все эти знания нам помогут при изучении нового материала.
- Определить тему урока вам поможет ребус (работа в группах по отгадыванию ребуса)
слайд 8 – ребус
отгадка «горизонт»
- Знакомо ли вам это слово? Кто слышал его раньше?
фото горизонта
Тема нашего урока «Горизонт».
слайд 9 Задачи нашего урока – узнать, что такое горизонт, познакомиться со сторонами горизонта, учиться определять стороны горизонта.
- Перед вами вопросы, которые мы рассмотрим сегодня на уроке.
1. Что называется горизонтом?
2. Почему существует на Земле горизонт?
3. Как изменяется линия горизонта при подъеме?
4. Можно ли доехать или дойти до линии горизонта?
5. В какой местности лучше можно увидеть линию горизонта?
6. Как определить стороны горизонта?

Физкультминутка.
Мяч.
Мы кидали мяч друг дружке
(дети становятся лицо друг к другу, имитируя броски мяча друг другу).
Мячик прыгал, как лягушка (прыгают на месте).
Ускакал он вдруг куда-то (делают прыжки вправо, влево).
Не найдут его ребята (делают приседания, имитируя поиск мяча).
путешественникам нужно иметь хорошее зрение – физмин.для глаз
III. Формирование новых знаний:
1. О горизонте, линии горизонта.
- Отправляясь в путешествия, люди узнавали все больше и больше нового о нашей планете. Земную поверхность, слайд 10 которую они видели вокруг себя, люди стали называть горизонтом.
Наблюдения за окружающим пространством.
- Мы с вами были на экскурсии и фиксировали те объекты, которые увидели с каждого этажа. Давайте сравним увиденное.
слайд 11 Что мы увидели с первого этажа? (фото)
- со 2 этажа? Чем этот вид отличается от предыдущего? (стало больше объектов)
а с третьего? -
Количество объектов изменилось при подъеме с 1 на 3 этаж?
- Какой вывод можно сделать в результате наших наблюдений?
- Чем выше человек поднимается над поверхностью Земли, тем
большее пространство он охватывает взглядом.
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы увидеть еще большее пространство? (залезть на крышу, посмотреть с вертолета или с самолета) – слайд 12 2 фото
- Как называется увиденное нами пространство? (Горизонт)
слайд 13 (хором проговариваем определение)

- Почему на земле существует горизонт? (Горизонт существует на Земле потому, что она имеет форму шара.)
слайд 14 - Давайте рассмотрим фото и назовем объекты, видимые на горизонте.
Как изменяется горизонт при подъеме? (он расширяется)
- Рассмотрите фотографии в учебнике на с.70 . Какие объекты видны на верхней фотографии? (стога сена) Что общего между этими фотографиями? и фото на слайде 15 (4 фото с линией горизонта) - Вдали небо как бы сходится с землей
слайд 16 - Итак, граница горизонта, где небо как бы сходится с землей, называется линией горизонта (читаем хором)
- Покажите друг другу в парах линию горизонта на фотографию в учебнике.
- Можно ли добраться до линии горизонта? Почему нельзя (Земля имеет форму шара), это воображаемая линия.
- слайд 17 В какой местности можно лучше увидеть линию горизонта? ( На открытых поверхностях Земли)

2. Изучение сторон горизонта.
- Все чаще жители древних стран надолго уплывали от своей родины, отправляясь в далекие путешествия по Земле. Как же они находили дорогу домой? (высказ. детей)
- Как вы находите путь от дома до школы? (по каким-то ориентирам)
С давних пор люди умели ориентироваться на местности, используя заметные предметы и положения небесных тел. Они, например, говорили: «От большой горы пойдешь в сторону заката и выйдешь к реке». Различали четыре основных направления, которые называли «сторонами света». Сейчас мы называем их сторонами горизонта. слайд 18
- То направление, где Солнце поднимается выше всего и сильнее греет, они назвали югом.
Оттуда ветер чаще приносит теплый воздух. Противоположное направление, где Солнце никогда не появляется, и откуда дуют холодные ветры, назвали севером. Ночью на него указывает Полярная звезда.
- Где Солнце восходит, кто знает? (на востоке)
- А садится? (на западе)
- На схемах и картах север всегда обозначается вверху (С), юг – внизу (Ю), запад – слева (З), восток – справа (В) (я на доске показываю и рисую стороны) – записывают одну заглавную букву.
Самостоятельная работа по заполнению сторон горизонта (на карточках)
Взаимопроверка
Повторение хором основных сторон горизонта.
- Послушайте сказку про Север, Юг, Запад и Восток (учащиеся разыгрывают сценку, кто главный).
- Для чего нужно знать стороны горизонта? (чтобы правильно определять свое местонахождение и найти путь домой)
слайд 19 Ориентирование (знакомство с понятием – чтение хором со слайда - умение определять на местности стороны горизонта по Солнцу, звёздам, местным признакам и приборам)
Физминутка (по определению сторон горизонта).
- Представьте, что вы стоите лицом на север (к учителю).
- Какие стороны горизонта располагаются вокруг вас? (сзади – юг, слева – запад, справа – восток)
Повернитесь лицом на запад (к окну), юг (к шкафам), восток (к двери), север (лицом к доске).
Поднимите правую руку, назовите сторону горизонта (анало¬гично - левую).
- Кроме основных сторон горизонта есть еще и промежуточные: северо-восток, северо-запад, юго-восток, юго-запад (двумя буквами будем обозначать промежут .стороны, я показываю на схеме на доске). - Обратите внимание: на первое место в таких выражениях всегда ставятся юг и север.

слайд 20 – повторение основных и промежуточных сторон - после каждого щелчка

- Назовите промежуточные географические направления (на карточках записаны)
СВ
СЗ
ЮВ
ЮЗ
Работа в парах по определению пропущенных сторон горизонта (по карточкам).
- слайд 21 Представителям, каких профессий нужны знания о горизонте?
(на слайде по щелчку появляются названия профессий)
Работа в группах - рабочая тетрадь с. 31 - по определению местонахождения объектов
- Что находится к западу от школы? (слева – булочная, больница) , к востоку от школы ? (справа – универмаг, цирк)

3. Практическая работа по ориентированию.
На тетрадном листе в клеточку ученики в центре рисуют дом – школу. Из школы туристы отправляются на экскурсию. 1 клеточка будет соответствовать 1 км.
Учитель диктует направления, в которых двигается группа, а дети изображают путь на листе:
От школы туристы прошли на север 4 км, а затем на восток 5 км и 1 км на юг, 3км на запад, 3км на юг, 3км на запад. Где оказались туристы? (в том же месте).

VI. Проверка изученного материала.
слайд 22 Блиц-опрос
- Земная поверхность, которую мы видим вокруг, называется - … (горизонт)
- Воображаемая граница, где небо сходится с землей, называется ….. (линией горизонта)
- Основные стороны горизонта называются … (север, юг, запад, восток)
- Если встать лицом к северу, то сзади будет …(юг)
- Если встать лицом к востоку, то сзади будет … (запад)
- Земля имеет форму .. .(шара)

VII. Итог урока. Рефлексия.
слайд 23 - А сейчас оцените себя, как вы работали на уроке. У каждого из вас на парте карточка с корабликом и незакрашенным парусом. Заштрихуйте парус в такой цвет, на который вы оцениваете свою работу.
1. Отлично работал (а) и многому научился(ась) - красный.
2. Хорошо работал(а) на уроке - синий.
3. Надо еще постараться - зеленый.
- Сегодня мы узнали, что такое горизонт и узнали стороны горизонта .
- А вот закончить урок мне хотелось бы таким вопросом:
- Вы капитан корабля. Ваш корабль находится в море. Берегов не видно. Тучи закрыли солнце. Быстро темнеет. Как определить курс корабля?
Как вы будете ориентироваться?
- Вот на следующем уроке мы и узнаем, как ориентироваться на местности, зная стороны горизонта, по местным признакам и приборам. Вы можете спросить дома у родителей, почитать энциклопедическую литературу по этому вопросу.
Следующий урок мы начнем с ответа на этот вопрос. Что для этого нужно иметь на корабле?

- Что нового удалось узнать на уроке?

VIII. Домашнее задание.
Подготовить сообщение о приборе, который помогает определить стороны горизонта, выполнить задания в р.т. с. 27-29, повторить материал учебника. с. 70-73



Источник: http://mm-festival.letitbit.net/download/448f8cbe5cbbba6dd954354833e0004a3/BobrovnikovaSV.ppt.html
Категория: Природоведение и окружающий мир | Добавил: svetlanabobr70 (12.01.2012) | Автор: svetlanabobr70 E
Просмотров: 19163 | Теги: деятельностный подход, формирование УУД | Рейтинг: 4.1/8
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]