Цель урока: познакомить учащихся с разнообразием форм, размеров, окраски, среды обитания рыб, обеспечить усвоение учащимися некоторых отличительных признаков рыб: жабры, плавники, чешуя; познакомить учащихся с наиболее распространёнными речными, морскими и аквариумными рыбами.
Оборудование урока: 1. плакат ( с изображением батискафа) 2. рисунки рыб 3. слова 4. учебник-тетрадь для 1 класса «Окружающий мир» 2 часть.
Ход урока: I)Учитель: Внимание! Сегодня на уроке мы совершим путешествие в подводный мир (слайд 1-2). Откройте учебник на странице 33. Какого она цвета? Как вы думаете, почему? Учитель: Послушайте стихотворение «Синяя страница» С. Маршака, и вы сможете проверить свой ответ. А эта страница морская, На ней не увидишь земли, Крутую волну рассекая, Проходят по ней корабли.
Дельфины мелькают, как тени, Блуждает морская звезда, И листья подводных растений Качает, как ветер, вода.
На дне этой синей страницы Темно, как в глубинах морей. Здесь рыбы умеют светиться В мирах, где нет фонарей…
II)Учитель: Как вы думаете, на чём мы сегодня будем путешествовать? Конечно на батискафе. А что такое батискаф? А я вам помогу(слайд 3). Батискаф это- самоходный аппарат для глубоководных исследований. Учитель: Но прежде, чем отправиться в путешествие, ответим на вопросы: 1) Назовите существенные признаки птиц? 2) У этой птицы красивое оперение: верх тела- чёрный, на голове красная шапочка. Клюв прочный и острый. Кто это? 3) Назовите существенные признаки насекомых? 4) Кого называют общественными насекомыми и почему? III) Учитель: Молодцы! Теперь все сели ровно, приготовили свои тетради, карандаши- сосредоточились и начинаем погружаться. И пока погружаемся, мы с вами выполним задание под № 1( слайд 5) . (учащийся читает загадку). О каком жителе подводного мира загадка?
IV) Учитель: Выполняем задание под № 2 и под № 3 (слайд 6). V) Физкульминутка. Учитель: Ребята, где можно встретить рыб? Где они обитают? А каких вы знаете рыб? Давайте познакомимся с некоторыми из них поближе. VI) На доске плакат, разделённый на 4 части (слайд 7). Озеро Река Море Аквариум
Учитель зачитывает краткие характеристики рыб и прикрепляет карточки с их изображением (слайд 8-19).
Карась—увалень, его широкое толстое тело не позволяет плавать в реке с быстрым течением. Его дом озеро. В тине он добывает себе пищу, в тину же он зарывается на зиму. Карась растёт медленно, редко достигает длинны тела более 45см и веса 1кг. Гуппи—самые распространённые аквариумные рыбки. Длина самцов 2-3см, а самок 3-4см. Самцы ярче, наряднее самок. Гуппи живородящие рыбки. Их родина Южная Америка. Сельдь—обитатель морей. Живут сельди стаями, питаются мелкими морскими животными. Налим— хищная рыба длиной до 1 метра. Тело вытянутое, полосато—пятнистое. На голове три усика, один на подбородке и два около ноздрей. Лещ— достигает длины 50см, живёт в озёрах, где добывает еду (личинок насекомых, других мелких животных), копаясь в грунте. Меченосец— аквариумная рыбка, получила название из-за того. Что хвостовой плавник у самцов вытянут в виде меча. Длина рыбок обычно 4-6см. Родина меченосцев— Центральная Америка. Акула— хищная морская рыба, атакует всё, что кажется ей возможной добычей: рыбу, черепах, морских птиц, млекопитающих. В длину акулы достигают 12 метров, весом до 15 тонн. Судак— хищная пресноватая рыба. Обитает в озёрах и реках. Имеет вытянутое тело с тёмными крапинками на плавниках. Отличается крупными размерами до 1-3 м в длину и весом до 20 кг. У судака очень острые зубы. Питается судак мелкой рыбой. Охотится в сумерках. Окунь— пресноводная рыба. Обитает в реках. Окунь ярко окрашен. На конце спинного плавника есть чёрное пятно. У него острые зубы и по одному шипу на жабрах. Окунь-- хищник. Питается мелкой рыбой или насекомыми. Телескоп— аквариумная рыбка, выделяется огромными выпуклыми глазами. Это разновидность золотой рыбки. Камбала— обитает в северных морях. У неё плоское тело. Приспособленное для жизни на дне. Оба глаза у взрослой камбалы расположены рядом на «верхней» стороне тела. «Верхняя» сторона изменяет окраску под цвет окружающего грунта, а нижняя—белая или жёлтая. Щука— речная охотница. У неё длинное обтекаемое тело. Щука- водный хамелеон. В траве она тёмно—зелёная, на песчаной отмели—золотисто-жёлтая, у коряги—бурая. Обычно щука охотится на рыб, но иногда нападает на водоплавающих птиц, крыс.
VII) Учитель: Ребята, а это кто нам встретился на пути? Но, чтобы знать кого мы встретили. Нужно выполнить задание под №5 (слайд 20). VIII) Учитель: Кроме рыб, в водоёмах обитают и другие животные. А где их много вода чистая и прозрачная. А как кого зовут, отгадайте? Выполнив задание под №6 мы сможем подняться на поверхность воды (21-24). ---Двигаюсь я очень медленно и осторожно. На голове у меня маленькие «рожки». В случае опасности прячусь в домик, который всегда ношу с собой. (Улитка). ---А у меня толстые и гибкие «руки»- щупальца— покрыты многочисленными присосками, с помощью которых я легко удерживаю добычу. (Осьминог). ----Я великолепный «десятирукий» пловец, похожий на подводную ракету. Люди употребляют меня и моих братьев в пищу. (Кальмар). ----Я морская красавица. У меня пять лучей, но у моих сестёр их может быть 8, 16 или 50. (Морская звезда). ----Медленно брожу по дну реки, на спине у меня панцирь. А две большие клешни помогают мне выжить. (Рак). ----Живу на дне, но иногда выхожу на песчаный пляж. Когда мне грозит опасность, я прижимаюсь к песку и становлюсь незаметным. Но чаще всего спасаюсь бегством: приподняв тело, с огромной скоростью бегу на длинных ногах и бросаюсь в воду. Оттуда, выставив, словно перископы, длинные стебельки с глазками на конце, внимательно слежу за всем. (Краб). IX) Итог урока. Учитель: -- О каких животных мы узнали сегодня на уроке? -- К какой группе они относятся? -- Назовите особенности рыб? -- О каких рыбах ты не слышал до сегодняшнего урока? -- Какие сказки ты знаешь о рыбах?
Спокойный, важный и усатый, Похож на тигра, — полосатый. Он припеваючи живет – Большой и рыжий Васька — … (Кот)