Сценарий урока «Какой бывает вода? Автор: Бугрова Екатерина Алексеевна Тема: «Какой бывает вода?» Учебно-методическое обеспечение: учебник «Окружающий мир», 2011г. 1 класс, тетрадь "Окружающий мир”, 2011г., методика обучения «Окружающий мир» (под ред. Н.Ф. Виноградовой), 2011г. Цель урока: формирование умений вести наблюдения за особенностями воды в жидком и твёрдом состоянии и делать выводы по результатам наблюдений. Задачи урока: Образовательные: формировать универсальные учебные действия учащихся; познакомить с особенностями воды в жидком и твёрдом состоянии и учить делать выводы по результатам наблюдений. Развивающие: развивать речь обучающихся; развивать психические процессы: произвольное внимание, память, воображение; формировать положительную мотивацию учения; развивать интерес к предмету окружающий мир. Воспитательные: бережное отношение к природе. Тип урока: Урок открытия новых знаний. Форма урока: урок-исследование Оборудование: сосуды различных размеров и форм, наполненные водой (у учителя и у группы учащихся). Квадратики разного цвета, листы бумаги, ватман, фломастеры. Мультимедийный проектор, презентация (среда POWER POINT) «Какой бывает вода?». Ход урока: I. Организационный момент урока. Самоопределение к деятельности. Цель: включение учащихся в учебную деятельность. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Сегодня на уроке вас, как всегда, ждёт много интересного. Перед началом урока каждый из вас выбрал квадратик определённого цвета. Теперь я вам предлагаю объединиться в группы по цвету. Давайте поприветствуем друг друга в группе. Метод «Ладошки». Цель: поприветствовать друг друга. Тема урока: « Какой бывает вода?». Слайд 1. Титульный слайд. На столах лежат разноцветные кружочки. Выберите себе любой кружочек и скажите, что вы ожидаете получить от урока. Закрепите эти кружочки на доске. В ходе урока проверим, сбылись ли ваши ожидания. Цель: планирование эффектов урока. II. Работа над новой темой. Актуализация знаний учащихся. Цель. Изменения, произошедшие в природе с наступлением зимы. Какую тему мы изучали на прошлом уроке? На прошлом уроке мы говорили о том, что наступила зима. Слайд 2. «В декабре, в декабре все деревья в серебре». Назовите признаки зимы. Слайд 3. Стало холодно, температура воздуха опускается ниже нуля, замерзают водоёмы, и идёт снег. Слайд 4.Что такое снег? Это много снежинок. . Несколько минут назад мы занесли снег и лёд в классную комнату, что произошло со снегом? От тепла снег растаял, образовалась вода. Как получается лёд? При низкой температуре вода замерзает. Обратите внимание, что произошло с ним? Лёд превратился в воду. Слайд 5. «Снег и лёд» Проработка содержания темы проходит в группах. На доске записано слово: ВОДА. Что вы можете рассказать о воде? Слайд 6. «Зачем нам нужна вода?» Воду используют для приготовления пищи; используем для питья; используем для стирки; используем для поливки растений и т.д. Вы всё правильно сказали и рассказали, зачем нам нужна вода.Человек может жить без пищи два месяца, но без воды не может прожить и несколько дней. И сегодня на уроке мы узнаем, что такое вода, какой она бывает. Заполняют схему «Какой бывает вода?». Вывод. Слайд 7. «Какой бывает вода?» Мы с вами узнали, что и дождь, и снег, и лед, и град, и иней, и роса, и туман, и пар – все это вода, но только в разных состояниях. Работа в тетради "Окружающий мир” стр.36. Нарисуйте свои картинки. Физкультминутка «Земля, воздух, огонь и вода». Цель: повысить уровень энергии в группах. Наблюдения за свойством воды. Сегодня вы не просто дети, а маленькие учёные. И предстоит вам отправиться в лабораторию «Умники и умницы», где вы самостоятельно будете проводить опыты с водой, с предметами, которые лежат перед вами. Нужно выяснить, какими свойствами наделена вода. Каждая группа свой вывод фломастером записывает на ватмане. 3 сосуда разной формы. В одном из них вода. Вывод: вода – жидкое текучее вещество, которое принимает форму сосуда. Сосуд с водой, гвоздь, пробка. Вывод. Тяжёлые предметы в воде тонут, лёгкие находятся на поверхности. Сосуды с водой, соль, песок. Вывод: вода является растворителем, но не все вещества могут растворяться. Сосуд с водой, ложка, краска. Вывод: вода бесцветна, ее можно окрасить в любой цвет. Сосуд с водой и 5 чашечек. Вывод: вода не имеет вкуса. Дети делают вывод, показывают опыт классу. III. Проверка первичного понимания знаний учащихся. Профессор лаборатории «Умники и умницы» проведёт тест о воде. Слайд 8. Тест о воде. Цвет. Слайд 9. Вкус. Слайд 10. Запах. Слайд 11. Состояние. Слайд 12. Прозрачность IV. Завершение образовательного мероприятия. Итог урока. Сегодня мы говорили о … Слайд 13. «Вода, вода, кругом вода!» Стихотворение Н. Рыжовой: Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане и в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает. На плите у нас кипит, паром чайника шипит. Без нее нам не умыться, Не наесться, не умыться! Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить! Вода – наше богатство. Как вы понимаете: «Берегите воду!»? Слайд 14. Берегите воду! IV. Слайд 15. Домашнее задание. Показать и рассказать родным и друзьям, что вы узнали о воде. Подобрать пословицы и загадки о воде. V. Рефлексия. Слайд 16. Дети выбирают начало фразы: Я узнал, что… Я научился… Я смог…
http://letitbit.net/download/66457.6f032a3ec53767e5d6b5554f5af7/bugrovaEA.rar.html Список использованной литературы 1. Дыбина, О.В., Рахманова, Н.П., Щетинина, В.В. Неизведанное рядом / О.В. Дыбина. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с. 2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты – М., 2005. 64 с. 3. http://mistergid.ru/children/metodika/18998-ivi-slihali-o-vode..
Презентация к статье http://letitbit.net/download/66457.6f032a3ec53767e5d6b5554f5af7/bugrovaEA.rar.html