Тема: «Зубы и уход за ними» Цели: познакомить детей со строением зубов и их значением в жизни организма, распределением зубов по челюсти; изучить правила ухода за зубами; привить навыки личной гигиены; способствовать формированию потребности следить за здоровьем своих зубов. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Сообщение целей урока. - Сегодня мы продолжим путешествие по нашему организму и узнаем о нём много нового и интересного. 3. Проверка домашнего задания. - Проверку домашнего задания мы проведём в форме игры «Звёздный час». Я задаю вопросы, вы находите номер нужного ответа и показываете его. На доске. (Слайд № 4) 1. Мышцы. 2. Скелет. 3. Трахея и лёгкие. 4. Кожа. 5. Осанка. - Что придаёт форму телу, обеспечивает движения и защищает от повреждений важные внутренние органы. (Скелет) - Чем покрыто тело человека? (Кожей) - Чтобы кости не искривлялись, фигура была стройной и красивой, нужно постоянно следить за… (осанкой) - Вместе со скелетом они обеспечивают подвижность человека. (Мышцы) - При помощи, каких органов человек дышит? (Трахеи и лёгких) - Назовите органы пищеварения. - Почему нужно питаться разнообразной пищей? 4. Изучение нового материала. - Отгадайте загадку и вы узнаете тему урока. (Слайд № 5) Тридцать два весёлых друга, Уцепившись друг за друга, Вверх и вниз несутся в спешке, Хлеб грызут, грызут орешки. (Зубы) - Сегодня на уроке мы поговорим о зубах, от чего они разрушаются и как за ними ухаживать. А что вы знаете о зубах? Какую важную работу выполняют зубы? (Слайд № 6) - Без зубов невозможно нормальное пищеварение. Пища зубами размельчается, разжёвывается. Зубы так же способствуют ясному произношению звуков, они украшают лицо. - Посмотрите в зеркало и посчитайте, сколько у вас зубов? (Слайд № 7) - Одинаковую ли форму имеют ваши зубы? - Правильно. У взрослого человека 32 зуба: 16 - на верхней челюсти, 16 на нижней. Они имеют разную форму, та как выполняют разную работу. (Слайд № 8) - Какую работу выполняют зубы? (Разжёвывают, размельчают) - Да. Спереди красуются восемь острых резцов. Ими мы легко перегрызаем морковку или репку. За ними – четыре крепких клыка. Они помогают нам откусить кусочек чего-нибудь твёрдого или вязкого. А позади – восемь и двенадцать больших коренных зубов. Их задача – перетирать пищу. (Слайд №9) - А теперь посмотрите на строение зуба. (Слайд № 10) Вывешивается таблица «Строение зуба»
1. Белая часть зуба называется __________________ 2. Остальная часть зуба спрятана в _______________ 3. Под эмалью находится ______________________ 4. В пульпе находятся кровеносные сосуды и ______
- Зубы - самые твёрдые части нашего организма. Белая часть зуба называется коронкой. Остальная – спрятана в десне. Эта часть зуба называется корнем. Корень прочно удерживает зуб в челюсти. Сверху зубы покрыты белым прочным блестящим веществом – эмалью. Под эмалью находится жёлтая часть зуба, более мягкая, чем эмаль – дентин. Вот его-то и высверливает острым бором доктор, когда в эмали появляется трещинка и нужно закрыть дырочку пломбой из особого твёрдого цемента. Внутри зуба спрятана мягкая пульпа. В ней проложены нервы и кровеносные сосуды, питающие зуб так же, как все остальные части тела. Благодаря нервам зуб чувствует тепло и холод. - Давайте повторим то, что вы сейчас узнали о строении зуба. Выполним задание и ответим на вопросы, предложенные вам на карточке 1. КАРТОЧКА 1 - Прочитайте сведения о здоровом зубе и ответьте на первые три вопроса. Дети выполняют задание. - Теперь, глядя на таблицу «Строение зуба», ответьте на остальные вопросы. Дети выполняют задание. (Слайд № 11) - У детей всего 20 зубов. Да и те молочные. И появляются не сразу. Примерно в 6 месяцев у детей появляются первые молочные зубы, которые к 12 годам выпадут, а вместо них вырастут новые, постоянные. Поэтому раз в жизни каждый человек меняет свои зубы на новые. Отчего же выпадают молочные зубы? - Сначала взрослый зуб совсем маленький. Но проходит время, и он начинает расти. А потом выталкивает своего молочного собрата наружу. Поэтому, когда молочные зубы сменяются на постоянные, мы должны особенно заботится о них – больше своих зубов у нас не будет. - Почему надо ходить к зубному врачу? - Правильно, если у тебя в зубе появилась дырочка, а ты не торопишься пойти к врачу и запломбировать это крохотное отверстие, то там поселяются микробы. Даже в самом маленьком дупле, где скапливаются крошки пищи, могут разместиться миллионы микробов. И начнётся заболевание – кариес. - Как называется врач, который лечит зубы? (Стоматолог) (Слайд № 12) 5. Психогимнастика. - Вам необходимо посетить зубного врача, а чувство мешает это сделать. Найдите положительные моменты в этой ситуации. (-У меня будут красивые зубы… - Я буду здоровым…) - Вы узнали, как важно иметь здоровые зубы. Что нужно делать, чтобы сохранить зубы здоровыми? - Проверьте себя, прочитав текст учебника с. 90. *Не ковырять острым предметом в зубах. *Не грызть ничего твёрдого. *Не есть очень горячей пищи и сразу холодной. *Сразу лечить. *Обращаться к врачу каждые полгода, даже если зубы не болят. - Какие заболевания зубов бывают? (Слайд № 13, 14, 15,16) - А теперь игра «Это полезно, это вредно». Выберите для зубов те продукты, которые для них полезны. На рисунке: морковь, конфеты, орехи, яблоко, торт, рыба, мороженое, молоко, капуста, шоколад, сыр … Дети перечисляют полезные для зубов продукты. - А почему эти продукты полезны для зубов? - Правильно. Они богаты витаминами и укрепляют зубы. - Я здоровье берегу – сам себе я помогу. Чем вы себе можете помочь? Сколько раз в день нужно чистить зубы? (Слайд № 17) - Верхние зубы нужно чистить движениями сверху вниз, нижние – снизу вверх. Чистить зубы надо не только с наружной, но с внутренней стороны. В заключении зубы смыкают, и весь зубной ряд чистится круговыми движениями. Чистить зубы нужно 3 минуты. Пользоваться нужно только своей зубной щёткой и следить, чтобы она всегда была чистой. (Слайд № 18) - Какие зубные пасты вы знаете? - Рекомендуется использовать фторсодержащие зубные пасты: «Блендомед», «Колгейт», «Аквафреш». В них введены специальные противокариесные добавки. (Слайд № 19) - Что вы знаете о зубной щётке? -Ещё Петр I в обязательном порядке предписывал боярам чистить зубы влажной тряпочкой с толчёным мелом перед знаменитыми ассамблеями. Сейчас зубные щётки изготавливают из искусственного и искусственного волокна. Менять щётку нужно через 3-4 месяца. Есть электрические зубные щётки, зубные нити и зубочистки. (Слайд № 20) - Есть народные средства для укрепления зубов: натирать дёсны соком подорожника, съедать каждый день дольку чеснока, употреблять чёрный хлеб и т. д. 6. Закрепление. - Народная мудрость гласит «Здоровые зубы – здоровью любы». Объясните смысл этой пословицы. - Как сохранить здоровые зубы? - А всё ли вы делаете для сохранения своих зубов? Проверь себя. (Слайд № 21) Учитель раздаёт карточки. Ученики находят правильные ответы и ставят знак «+». Проверь себя. Что ты делаешь для того, чтобы твои зубы были здоровыми? Выбери нужные ответы. *Никогда не чищу зубы. *Чищу зубы 2 раза в день – утром и вечером. *Прочищаю зубы иголкой. *Полощу рот после еды. *Грызу конфеты и орехи, чтобы укрепить зубы. *Почистив зубы, не ем сладостей.
6. Итог урока. -Что нового и интересного вы узнали сегодня? - Для чего мы так подробно изучали зубы? - Где пригодятся вам эти знания? 7. Домашнее задание. С. 89-91, вопросы на с. 91 Литература. 1. Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казакова «Окружающий мир. Поурочные планы» Издательство «Учитель», 2007 г. 2. Г. Н. Пахомов «Как сохранить зубы здоровыми и красивыми» 3. Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина «Тридцать уроков здоровья», Москва, 1999 г.