Пятница, 26.04.2024, 11:38
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы начальной школы » Природоведение и окружающий мир. Внеклассные мероприятия

Вчера и сегодня города Перми.
Подробный конспект урока

Организационная информация
Тема урока Вчера и сегодня города Перми.
Предмет Внеклассное занятие по окружающему миру во 2 классе.
Класс 2 класс
Автор урока (ФИО, должность) Ирошникова Ольга Александровна учитель начальных классов
Образовательное учреждение МАОУ «СОШ № 105»
Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья) Россия
Республика/край Пермский край
Город/поселение Пермь

Методическая информация
Тип урока Урок открытия новых знаний
Цели урока 1.Углубление и расширение знаний об истории города Перми.
2. Воспитывать бережное отношение к историческому прошлому.
Задачи урока 1. Знакомство с историей основания города Перми.
2. Воспитание любви к своему городу, интереса к истории родного края.
3.Развитие речи, памяти, мышления.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят ученики в ходе урока
1. Познакомятся с историей создания города Перми и её гербом.
2. Познакомятся с театрами и музеями современной Перми.
3. Осознают чувство гордости за свой город, свою малую родину.
Необходимое оборудование и материалы
1. Презентационное сопровождение, выполненное с помощью
MS Power Point;
2. Мультимедиа оборудование (компьютер, мультимедийный проектор, экран)
3. Князева Н.А. «Маленький пермяк»; Пермь,
4. «Книжный мир», 2009
(на каждого ребенка)

Подробный конспект урока

Внеклассное занятие по окружающему миру во 2 классе.
Вчера и сегодня города Перми.
Урок открытия новых знаний.
Цели:
1. Углубление и расширение знаний об истории города Перми.
2. Воспитывать бережное отношение к историческому прошлому..
Задачи:
1. Знакомство с историей основания города Перми.
2. Воспитание любви к своему городу, интереса к истории родного края.
3. Развитие речи, памяти, мышления.
Оборудование и материалы:
1. Презентационное сопровождение, выполненное с помощью MS Power Point;
2. Мультимедиа оборудование (компьютер, мультимедийный проектор, экран)
3. Князева Н.А. «Маленький пермяк»; – Пермь, «Книжный мир», 2009.
(на каждого ребенка)
Методы обучения. Наглядные, словесные, игровые.
Педагогические технологии.
1. Технология игрового обучения.
2. Технология проблемного обучения.
3. Технология объяснительно-иллюстративного обучения.
Использованная литература и интернет – источники:
1. Князева Н.А. Краеведение в начальной школе. Методические материалы. – Пермь, Департамент образования и науки администрации Пермской области, ПОИПКРО,
Пермь, 1999.
2. Князева Н.А. «Маленький пермяк»; – Пермь, «Книжный мир», 2009.
3. Белавин А.М. Страницы истории земли пермской. – Пермь, «Книжный мир», 1997.
4. Ушакова О.Д. Этимологический словарик русского языка. – Санкт-Петербург, «Литера», 2005.
5. http://festival@1september.ru

Ход урока:
I. Организационный момент.
1.- В какой стране мы живем?
(Россия)
- На какие части делится Россия?
(Республики, края, области, округа)
2. Уточнение и обобщение имеющихся знаний у детей о городе Перми)
- Где мы с вами живем?
(Урал, Прикамье, Пермский край, Уральское Прикамье)
- Что вы знаете о Пермском крае?
(Это часть России, большой и богатый край)
- Назовите главный город Пермского края.
(Пермь)
Слайд № 5
- Что вы знаете о Перми?
(Крупный, промышленный административный центр)
- А что знаете об истории Перми?

II. Актуализация опорных знаний.
1.- Кто знает, сколько лет нашему городу?
- А кто был основателем нашего города?
- А что обозначает слово «Пермь»?

III. Целеполагание.
1. - А что бы вы хотели еще узнать о истории Перми?
- На уроке мы узнаем историю основания нашего города, как развивалась Пермь и какова она
сейчас.
Слайд № 6
- Кто же был основателем города Перми?

IV. Объяснение нового материала.
1.Когда-то давным-давно на том месте, где сейчас раскинулась Пермь, шумела ве­ковая тайга. По тайге текла маленькая речка Егошиха, торопилась повстречать­ся с большой рекой Камой. В Егошихе рыба водилась, в лесах зверь гулял. Осо­бенно много в этих местах было медве­дей. Недаром слово «Егошиха» с коми-пермяцкого языка переводится как «мед­вежий лог» (ег - лог, ош - медведь).
Много лет тому назад
Найден был природный клад,
Не алмазы, не рубины,
И не злато-серебро,
И не птицы-жар перо.
Облюбовал место при впадении Егошихи в Каму крестьянин Брюханов. Поста­вил избу.
Потом пришли на эту землю другие крестьяне. Построили свои избы, и получилась деревня. Назвали её Брюхановкой в честь первого поселенца. И оставалась бы Брюхановка деревней, но в мае 1723 года начали здесь строить медеплавильный завод. Медь была нужна России. Вырос вокруг завода посёлок - Егошихинский горный городок.
Слайд № 7
Выбирал место для завода и посёлка, составлял планы заст­ройки капитан артиллерии Василий Никитич Татищев. Василий Никитич Татищев был невысок, худощав, в решениях тверд, нравом горяч, смел и неподкупен был Василий Никитич Татищев. Семнадцатилетним юношей поступил он простым солдатом в драгунский полк. Воевал со шведами, за храбрость произведен был в офицеры.
Слайд № 8
Это был сподвижник царя Петра I. Он любил Урал, изучал его и много сделал для
его развития.
Укрепляя своё царство,
Пётр I тоже знал,
Как богат рудой Урал.
В новоявленной столице
Собрались большие лица
Из ученых. Среди них –
Капитан-артиллерист
По фамилии Татищев.
Предстояло больше тыщи
Верст тогда ему пройти
До Урала. Там найти
Рудоносную породу.
На построенных заводах
Выпускать чугун и медь.
А Татищев был как раз
Любопытный по натуре,
Он суровый этот край
Полюбил, как божий рай.
Край, немыслимо богатый,
Где деревья в два обхвата,
Где немало светлых рек,
Устремляющих свой бег,
Край, охотников лихих,
Край, где много мест глухих.
Егошихинский посёлок стоял на перекрё­стке многих дорог. Останавливались здесь куп­цы и проезжие люди. Городок богател и раз­растался.
На заводе выплавляли медь. Бойко шла торговля. Открылись школа и госпиталь.
Сначала в посёлке было три улицы и пять проулков. Улицы шли вдоль Камы и назы­вались Нижняя, Средняя и Верхняя.
Со временем проулки превращались в большие улицы.
У них тоже появились свои имена. Назывались улицы в честь городов Пермской губернии: Чердынская, Соликамская, Оханская, Осинская и другие. Кстати, ты задумывался, откуда про­изошло слово «улица»? Улица - это та сторона, куда лица домов смотрят.
Один из путешественников писал о Егошихе тех времён, что это «приятный горный городок... Имеет 400 домов, все, за исклю­чением церкви, деревянные».
Слайд № 9
В 1780 году царица Екатерина II своим высочайшим ука­зом предписала город «назначить в сем месте, наименовав оный город Пермь».
Слайд № 10
Маленькому заводскому посёлку суждено было превратить­ся в центр огромной
губернии.
Егошихинский завод
В этом месте не случайно
Стали ставить. Ведь начальник,
Сам Татищев, весь Урал
Самолично объезжал.
И решил, что здесь, у Камы
Выбор наилучший самый.
«Речка здесь и медны руды,
Лес и глина под рукой.
Всё, что надо, только строй.
Созывай мастеровых
Самых разных, деловых
Для строительства завода».
А завод тот с каждым днем
Расширял свои владенья.
Как по щучьему веленью
За короткий очень срок
Вырос целый городок.
2. - Кто был первым поселенцем Перми?
- Какой ты представляешь себе избу крестьянина Брюханова? Нарисуй её.
- Кого можно считать основателем Перми?
3.- А кто знает, что обозначает слово «Пермь»?
А город мой - в полукольце лесов,
Тенистых, и прохладных, и душистых.
Они мне дышат хвоею в лицо,
Ложатся под ноги тропою мшистой.
И часто от заводов громовых
Да от стального огненного гула
Иду под своды сосен вековых,
Чтобы тайга мне силушку вдохнула.
(Б. Бурылов)
- В давние времена вокруг Перми были большие богатые леса. Настоящая тайга! Она дарила свежий воздух, свои грибные и ягодные богатства, тишину.
Слайд № 11
4. - Давным-давно Пермь была невелика, и улиц в ней было мало. Обычно их называли так. Ведет улица в сторону Сибири, быть ей Сибирской. Стоит на улице Петропавловский собор – значит и улица Петропавловская.
Слайд № 12
- В Разгуляе, где начиналась Пермь, сейчас стоит памятник Татищеву.
Слайд № 13
5. - Прошло много-много лет, и маленький посёлок Егошиха вы­рос в прекрасный большой город Пермь.
Слайд № 14
В 2013 году городу исполнится 290 лет.
Слайд № 15
В нём живет больше миллиона человек.
Слайд № 16
6. - Герб Перми
Не забыт Прикамский край.
Через годы из столицы,
От самой императрицы
На посёлок заводской
Поступил указ такой:
«… Егошихинский поселок
Предписать в губернский город.
Называть отныне Пермь,
И ему дарован герб».
Медведь - самый почитаемый зверь в сознании древнего народа коми, сложившего о нем много сказок и песен, легенд и преданий. Его клыки и когти охотники носили как амулеты, а лапы, прибитые к избе, по мнению хозяев, оберегали от всех бед и невзгод. В честь медведя совершались особые праздники. Образ могучего «хозяина тайги» украшал герб Перми.
Герб Перми был утвержден 17 июля 1783 года Указом императрицы Екатерины II практически одновременно с присвоением статуса губернского города и имени «Пермь». Герб был символом обладания городом прав самоуправления.
Описание герба Перми гласит: «В красном поле серебряный идущий медведь, несущий на спине золотую книгу (Евангелие), сопровождаемый во главе щита серебряным крестом». Красный цвет поля означает то, что герб принадлежит столичному городу.
Серебряный медведь – символ природных богатств, окружающих город: бескрайних земель, заключающих в себе много «металлов, соляных промыслов, разноцветных мраморов и других камней» и лесов, в которых «находится немалое количество диких зверей».
Золотой цвет книги подчеркивает величие, уважение и богатство.
Серебряный крест с расширяющимися концами. Крест такой формы означает защиту, победоносность. Серебро креста символизирует мудрость помыслов и целей.
Слайд № 17
7. Наш город - очень большой. Он протянулся вдоль камских берегов почти на 70 километров. Город разделён на семь час­тей - районов. Вот их названия:
Дзержинский,
Индустриальный,
Кировский,
Ленинский,
Мотовилихинский,
Орджоникидзевский,
Свердловский.
Из одного района в другой можно добраться на троллейбусе или автобусе, в трамвае или такси. А ещё в некоторые дальние концы города можно проехать на электричке или на речном трамвайчике.
Слайд № 18
8. Пермь сейчас, это:
Слайд № 19
Пермь - крупный промышленный центр. Здесь много фаб­рик и заводов. В Перми делают моторы для самолётов, оборудо­вание для нефтяников, телефоны, велосипеды, станки и ещё ог­ромное количество полезных и нужных вещей.
Слайд № 20
Пермь - огромный транспортный узел. Каждый день де­сятки поездов следуют через станции Пермь II и Пермь I.Они везут пассажиров и грузы.
На берегу Камы расположены два речных порта - пассажирский и грузовой. С ранней весны и до поздней осени воды реки бороздят разнообразные суда. На туристических теплоходах можно проплыть по Каме и Волге до Москвы, Петербурга, Астрахани, Ростова, Нижнего Новгорода, Казани.
Самолёты летают из пермского аэропорта в разные угол­ки не только нашей страны, но и мира.
Слайд № 21
Пермь - крупный торговый центр. Здесь много магазинов и рынков.
Слайд № 22
Пермь — крупный научный центр. В городе много институ­тов и университетов. В них готовят инженеров, учителей, врачей, агрономов и других специалистов. Открытия пермских учёных известны всему миру.
Пермь - крупный культурный центр, город театров, музеев, библиотек.
Слайд № 23
Театр юного зрителя.
Первые детские театры у нас в стране родились в двадцатые годы. В Перми такой театр открылся tолько в 1964 году. Сначала он находился в одном помещении с кукольным театром, а потом получил своё здание - бело-голубой дом на улице Большевистской, 68.
Театр юного зрителя — чаще его называют по первым буквам ТЮЗ - особенный. В нём работает как будто сразу три театра: для малышей, для юношества и для взрослых.
Слайд № 24
Театр оперы и балета.
В Перми, как и в любом другом городе, оперный театр - одно из самых больших и красивых зданий. Ты поднимаешься по широкой лестнице и невольно скосишь глаз на зеркальную сте­ну: хорошо ли ты причёсан, красив ли? В этом театре всё так красиво, что и самому хочется выглядеть как в праздник.
Ты входишь в сверкающий огнями многоярусный зал, садишься в кресло. Меркнет свет, затихает шум. Огромный занавес ещё неподвижен, а зал уже наполняют звуки музыки. Это дирижер взмахнул палочкой, и заиграл оркестр в углублении перед сценой - оно так и называется оркестровая яма. Без оркестра не бывает музыкального спектакля - ни оперы, ни балета.
То, что оркестр играет перед закрытым занавесом, называет­ся увертюрой, вступлением. Увертюра готовит нас к тому, что мы увидим и услышим.
Дрогнув, поплыл тяжёлый занавес, и началось волшебное дей­ствие музыкального спектакля. Оперные и балетные артисты играют роли так же, как актёры в драматическом театре, только они не произносят слов: одни только поют, а другие только танцу­ют. Герои оперы выражают свои чувства пением – в ариях, дуэтах, ансамблях. Им помогает хор. А в балете другой язык - язык движений, язык танца. И здесь солистам - тем, кто исполняет главные роли
(по театральному, партии), -помогает кордебалет. Это артисты, которые танцуют групповые, массовые танцы.
Театр оперы и балета - старейшина пермских театров. Пер­вый музыкальный спектакль в городе состоялся в 1870 году. Здание театра поначалу было деревянное, и оно сгорело. Но в 1878 году закончилось строительство каменного здания. День­ги на него пожертвовали горожане, и не только именитые бога­тые купцы, но и заводские рабочие, служащие.
В годы Великой Отечественной войны на его сцене выступа­ла труппа театра оперы и балета, эвакуированного из Ленинграда. Пермские артисты перенесли свои спектакли в города обла­сти, выезжали с концертами на фронт и в госпитали. И только в 1943 году вернулись на родную сцену.
Сегодня у нашего театра солидное звание - академический. Он славен и знаменит. Композиторы предлага­ют ему свои новые про­изведения, и только по­том эти оперы или ба­леты ставят в других театрах. Пермских ба­лерин и танцовщиков приглашают в труппы самых известных теат­ров страны и всего мира.
Пермский театр но­сит имя великого рус­ского композитора П.И.Чайковского. За что удостоен он такой чести? В России это единственный театр, где шли все сценические произведения ком­позитора - десять опер и три балета.
Слайд № 25
В декабре 1926 года в Перми родил­ся ТРАМ. Это непонятное слово значит вот что - театр рабочей молодёжи. Он был один из первых в России и первый на Урале.
В 1939 году ТРАМ переименовали в Пермский драматический театр. Сейчас у него есть ещё одно почётное имя -академический. Такое имя присваива­ют театру, если интересен его реперту­ар, талантливы его артисты, если любят его зрители. А ещё говорят: «В стенах этого театра живёт высокое искусство». Долгое время театр располагался там, где сейчас находится ТЮЗ. Позднее для театра построили пре­красное здание, и он переселился на главную улицу города -улицу Ленина.
В репертуаре театра в последние годы появились детские спектакли. Для детей играют «Золушку» Е.Шварца, «Белоснежку и семь гномов» П.Устинова и О.Табакова, «Приключения Буратино в стране дураков» А.Толстого. Художественный руководи­тель театра - заслуженный деятель искусств, народный артист России Иван Бобылёв.
Слайд № 26
Есть в Перми ещё один удивительный музей — художествен­ный. Имя ему - Пермская государственная художественная га­лерея.
Здесь хранятся богатейшие коллекции картин русских и за­рубежных живописцев, работ скульпторов и графиков. А одна из коллекций просто уникальна, то есть другой такой нет нигде в мире. Это собрание пермской деревянной скульптуры -вырезанных из дерева изображений богов и святых. Задумчивые и печальные деревянные боги похожи на тех, кто их делал, - простых крестьян, народных мастеров. В глухих уголках нашего края, в деревнях и сёлах разыскивал удивительные эти творения собиратель коллекции Николай Николаевич Серебренников.
Галерея разместилась в здании кафедрального собора Спасо-Преображенского монастыря. Чтобы увидеть коллекцию деревянной скульптуры, надо по лестнице подняться под самый купол. Все, кто приезжают в Пермь, непременно спешат в залы галереи. Пермяки гордятся ею.
Слайд № 27
Пермскому областному краеведческому музею больше ста лет. А начинался он с семейных коллекций учёных-лесоводов Теплоуховых, врача Серебренникова, инженера Новокрещенных. Пароходчица Любимова подарила музею двухэтажный дом на улице Петропавловской. После революции 1917 года ему передали дом епископа (на углу нынешних улицы Орджоникидзе и Комсомольского проспекта). Около десяти лет назад музей получил большое здание на улице Сибирской.
Но музей - не просто дом. Музей - то, что в нём. А в нём -богатейшие коллекции, рассказывающие о природе и истории Прикамья.
Что было на месте нашего края миллионы лет назад? Какие древние животные его населяли? Какие растения росли? Как жили на этой земле люди сотни лет назад? Чем занимались? Как оде­вались? Какие события происходили в Прикамье десятки лет назад? Каков наш край сегодня? Что выпускают его заводы и фабрики? Чем отличается Пермская область от других частей России? Чем Пермь гордится?..
Можно задавать эти вопросы бесконечно - и музей даст от­вет на каждый. Недаром он зовётся «краеведческий». Он о на­шем крае ведает, то есть знает, всё.
Одна из выставок музея была предназначена для ребят. Она называлась «Остров детства моего». Это своеобразное путеше­ствие в мир детей разных поколений. На выставке можно было увидеть игрушки, в которые играли малыши сто лет назад.
Пермяки любят свой музей за то, что он помогает им сохра­нять память о предках.

V. Первичное закрепление знаний.
Слайд № 28

VI. Рефлексия.
- Что нового узнали?
- Что вас больше всего впечатлило?
- О чем вы захотели узнать больше?
- Какие достопримечательности Перми вам захотелось посетить?
- Что вас заинтересовало больше всего?
В помощь учителю

Использованные источники и литература
1. Князева Н.А. Краеведение в начальной школе. Методические материалы. – Пермь, Департамент образования и науки администрации Пермской области, ПОИПКРО, Пермь, 1999.
2. Князева Н.А. «Маленький пермяк»;
Пермь, «Книжный мир», 2009.
3. Белавин А.М. Страницы истории земли пермской. – Пермь, «Книжный мир», 1997.
4. Ушакова О.Д. Этимологический словарик русского языка.
Санкт-Петербург, «Литера», 2005.
5. http://festival@1september.ru
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить
Данную тему оптимально изучать с использованием презентации, для того, чтобы дети могли совершить «виртуальную» экскурсию по современному городу и «погрузится» в прошлое города.
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим
На последующих уроках можно подробнее остановиться на каждом объекте, изученном на уроке. Например, театры Перми, музеи Перми и т.д.

Источник: http://yadi.sk/d/mkW_wE-n3fhiZ
Категория: Природоведение и окружающий мир. Внеклассные мероприятия | Добавил: Iroschnikova (13.02.2013) | Автор: Ирошникова Ольга Александровна E
Просмотров: 2591 | Теги: герб Перми., Егошихинский завод, Урал, Василий Никитич Татищев, Прикамье, Пермский край, Вчера и сегодня города Перми, Уральское Прикамье | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]