ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ - КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЛОЛОГИЯ» НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ - КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЛОЛОГИЯ» НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Одним из основных положений Стандартов второго поколения является формирование у учащихся информационной компетенции – готовности самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем. Для реализации этой цели возникает необходимость применения в практике учителя разных стратегий обучения и, в первую очередь, использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Образовательный Стандарт относит приобретение первоначальных представлений о теоретической (математической) информатике к образовательной области «Математика и информатика», а первичные навыки использования различных средств ИКТ – к образовательной области «Технология». Первое знакомство учащихся с ИКТ происходит, как правило, именно на уроках технологии. Работа с конкретными ИКТ на уроках искусства и технологии начинается уже в первой четверти 1 класса и предполагает знакомство с цифровыми технологиями. Этому способствует работа над различными проектами. Получив первоначальные навыки, необходимые для начала работы с ИКТ, дети уже в первой четверти, в адаптационном периоде начинают использовать ИКТ в рамках других уроков. Таким образом, освоение программы формирования ИКТ-компетентности проходит по двум линиям: получение первоначальных навыков - в курсе «Технология» и формирование ИКТ-компетентности в остальных предметных областях. Рассмотрим возможности формирования ИКТ-компетентности в предметной области «Филология» в начальной школе. Этому способствуют следующие технологии: технология создания и редактирования текста; технология компьютерного диктанта; технология клавиатурного ввода; технология письменных коммуникаций; технология записи и прослушивания устной речи; глоссарий.
Технология создания и редактирования текста.
Текстовый редактор в курсе русского языка позволяет учащемуся
создавать собственные тексты.
Лучше всего начинать работу с детьми в редакторе с расширенными функциями, в котором тексты могут набираться из миникартинок, изображений, слов, отдельных букв, а также с помощью экранной клавиатуры. Желательно иметь возможность вставлять в тексты звуковые образы и прослушивать набранный текст пословно или целиком. При таких технологических возможностях новый смысл приобретает методика работы над сочинением и изложением. Сочинение не обязательно должно представлять собой только текст. Оно может состоять из сменяющихся иллюстрированных слайдов или динамического видеоряда, которые сопровождаются письменным текстом или устными пояснениями, звучащими на фоне видеоряда. В ходе дальнейшего обучения дети постепенно переходят к использованию инструментов, более близким по функциям к «взрослым программам» редактирования текстов, презентаций и цифровых изображений. редактировать тексты, заимствованные в Интернете в ходе сбора информации на заданную тему: изменять порядок изложения, удалять отдельные или заменять слова или фрагменты текста, добавлять новую информацию. выполнять упражнения из курса русского языка в электронном виде и оперативно проводить работу над ошибками.
При такой модели деятельности ребенок приобретает опыт создания собственного текста раньше, чем овладевает техникой быстрого ввода его с клавиатуры.
Технология компьютерного диктанта.
В отличие от традиционного диктанта, данный вид работы может быть проделан обучающимся полностью самостоятельно, что позволяет чаще использовать его в домашней и классной работе. Этот навык полезен для последующего обучения как средство фиксации услышанной информации. Компьютерные диктанты можно проводить с помощью программы "Наставник" (ПМК серии "Компьютерное обучение"). Для отработки навыков восприятия учебного материала на слух включена система упражнений особого вида: система диктантов. Диктанты хранятся в тематических комплектах. Прослушав вопрос или задание, ученик должен ввести ответ (как правило, не более 2-3 символов). После завершения работы программа "Корректор" проверяет и исправляет ошибки. Все тестовые задания, которые ученик выполнил неверно, попадают в специальные тесты "Работа над ошибками". После выполнения теста "Работа над ошибками" все верно выполненные задания из него исчезают.
Технология клавиатурного ввода.
Программа формирования ИКТ-компетентности предполагает овладение наравне с развитием традиционных навыков письма клавиатурным письмом, знакомство с основными правилами оформления текста в компьютере, основными инструментами и простыми видами редактирования текста. Свобода в создании текстов появляется, когда ребенок может быстро создавать свои тексты в любой доступной текстовой среде и транслировать их с помощью средств коммуникации. С появлением такой свободы увеличивается мотивация ребенка к освоению родного языка и к созданию текстов, в частности. Быстрота и доступность создания письменных текстов обеспечивается наличием устойчивых навыков набора текста. Для их формирования существуют специальные инструменты - тренажеры клавиатурного ввода. В первом классе желательно использовать средства, разработанные специально для детей. Например, программу «Мир информатики», которая одновременно знакомит обучающихся с современными применениями средств информатизации, обеспечивает развитие интеллектуальной сферы ребенка и формирует общеучебные навыки, в том числе связанные с использованием компьютера в учебной деятельности. Помимо занятий с клавиатурным тренажером можно постепенно знакомить детей с работой в доступном текстовом редакторе.
Задания, использующие навык клавиатурного письма.
Подготовка текста доклада или реферата.
На первый взгляд, этот вид заданий не направлен впрямую на формирование навыка скоростной печати, однако он дает ученику полную свободу и самостоятельность при работе в текстовом редакторе. Учащийся в своем темпе занимается редактированием, удаляет или вставляет слова и целые предложения, располагает куски текста в нужном порядке в соответствии с логикой своего сообщения. При этом он активно работает со всем набором клавиш клавиатуры компьютера, одновременно думает и пишет. Написание сочинения. Навык клавиатурного письма учащиеся могут эффективно применить при работе над проектами «Поздравительная открытка», «Азбука», «Энциклопедия слова», «Записная книжка».
Технология письменных коммуникаций.
В ходе выполнения учебного задания, при подготовке учебных проектов часто возникает необходимость обсуждения и обмена материалами. На помощь приходит форум. Первоначально форум служит для публикаций результатов первых школьных дней (аудиозаписей, рисунков, видеофрагментов). Дети отправляют информацию в форум в виде прикрепленного файла под руководством и с помощью учителя. По мере развития навыка клавиатурного письма становится возможным использование форума для обмена короткими текстовыми сообщениями, а затем и для проведения обсуждений неограниченного объема. Приведем несколько примеров видов работ в форуме: собирание скороговорок, пословиц, загадок (каждый учащийся посылает свою скороговорку в печатном виде или в виде звукового файла); подготовка рассказа по заданной теме, например «Любимая игрушка» (каждый учащийся посылает свой вариант рассказа и редактирует его после получения советов от остальных учащихся); обсуждение прошедшего классного мероприятия (праздника, экскурсии, спортивного состязания), обмен фотографиями.
Глоссарий - создание классного информационного пространства, связанного с изучением новых слов, составление собственных словарей разного назначения. Первый глоссарий может состоять из слов, с которыми дети постепенно знакомятся в процессе обучения грамоте. Например, можно создать базу слов, которые они умеют правильно печатать на компьютере. Еще один пример глоссария – это упорядочение словарных слов и слов с изучаемыми орфограммами. Интересно создать толковый словарь, в который войдет расширенный набор слов, не понятных учащимся. Как только в классе прозвучало непонятное кому-нибудь слово, оно тут же заносится в словарь. Глоссарий может пополняться детьми в любое свободное время. Учитель со своей стороны отслеживает эту работу и обращается к глоссарию на уроке.
Технология записи и прослушивания устной речи.
Составление высказываний и рассказов на заданную тему, чтение вслух на скорость, выразительное чтение, освоение простейших средств записи и прослушивания речи с использованием веб-камеры. Учащиеся работают с наушниками и микрофоном, произносят и записывают заданный текст, а затем прослушивают его сами или вместе с одноклассниками, анализируют допущенные ошибки и снова повторяют запись. Работа продолжается до достижения результата, удовлетворяющего учащегося, и предъявляется учителю, который дает ей свою оценку. Работа в этой технологии позволит реализовать проекты «Я умею» («Я люблю»), «Мое имя». Таким образом, ИКТ позволяют реализовать одну из приоритетных целей освоения родного языка – развитие коммуникативных способностей обучающегося, позволяя: органично интегрировать различные способы коммуникации: устную и письменную речь, изображения; обеспечивать чистописание и правописание; совершенствовать коммуникативные (информационные) объекты, в том числе, письменные сочинения; различным образом сочетать изучение грамматики с развитием коммуникативных способностей.
Литература
1. Булин - Соколова Е.И. Формирование ИКТ - компетентности младших школьников / Е.И. Булин-Соколова, Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов, Е.Н. Хохлова // М.: Просвещение. - 2011. 2. О формировании ИКТ- компетентности обучающихся при реализации ФГОС начального общего образования. Методические рекомендации// Департамент образования Вологодской области. – 2013. 3. Рыбъякова О.В. Информационные технологии на уроках // Волгоград: Учитель. - 2008. 4 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение. - 2009.
Уважаемая Анжела Александровна! Сообщаю Вам, что данная работа не допущена к участию в Третьей Всероссийской научно-методической конференции «Мультимедиа технологии в современном образовании». Уникальность работы составляет 40%.
Технический специалист С.А.Морина.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]