Четверг, 08.12.2016, 08:59
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы начальной школы » Русский язык

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ - КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЛОЛОГИЯ» НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ - КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЛОЛОГИЯ» НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Одним из основных положений Стандартов второго поколения является формирование у учащихся информационной компетенции – готовности самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем.
Для реализации этой цели возникает необходимость применения в практике учителя разных стратегий обучения и, в первую очередь, использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
Образовательный Стандарт относит приобретение первоначальных представлений о теоретической (математической) информатике к образовательной области «Математика и информатика», а первичные навыки использования различных средств ИКТ – к образовательной области «Технология». Первое знакомство учащихся с ИКТ происходит, как правило, именно на уроках технологии.
Работа с конкретными ИКТ на уроках искусства и технологии начинается уже в первой четверти 1 класса и предполагает знакомство с цифровыми технологиями. Этому способствует работа над различными проектами.
Получив первоначальные навыки, необходимые для начала работы с ИКТ, дети уже в первой четверти, в адаптационном периоде начинают использовать ИКТ в рамках других уроков.
Таким образом, освоение программы формирования ИКТ-компетентности проходит по двум линиям: получение первоначальных навыков - в курсе «Технология» и формирование ИКТ-компетентности в остальных предметных областях.
Рассмотрим возможности формирования ИКТ-компетентности в предметной области «Филология» в начальной школе.
Этому способствуют следующие технологии:
технология создания и редактирования текста;
технология компьютерного диктанта;
технология клавиатурного ввода;
технология письменных коммуникаций;
технология записи и прослушивания устной речи;
глоссарий.

Технология создания и редактирования текста.

Текстовый редактор в курсе русского языка позволяет учащемуся

создавать собственные тексты.

Лучше всего начинать работу с детьми в редакторе с расширенными функциями, в котором тексты могут набираться из миникартинок, изображений, слов, отдельных букв, а также с помощью экранной клавиатуры. Желательно иметь возможность вставлять в тексты звуковые образы и прослушивать набранный текст пословно или целиком. При таких технологических возможностях новый смысл приобретает методика работы над сочинением и изложением. Сочинение не обязательно должно представлять собой только текст. Оно может состоять из сменяющихся иллюстрированных слайдов или динамического видеоряда, которые сопровождаются письменным текстом или устными пояснениями, звучащими на фоне видеоряда. В ходе дальнейшего обучения дети постепенно переходят к использованию инструментов, более близким по функциям к «взрослым программам» редактирования текстов, презентаций и цифровых изображений.
редактировать тексты, заимствованные в Интернете в ходе сбора информации на заданную тему: изменять порядок изложения, удалять отдельные или заменять слова или фрагменты текста, добавлять новую информацию.
выполнять упражнения из курса русского языка в электронном виде и оперативно проводить работу над ошибками.

При такой модели деятельности ребенок приобретает опыт создания собственного текста раньше, чем овладевает техникой быстрого ввода его с клавиатуры.

Технология компьютерного диктанта.

В отличие от традиционного диктанта, данный вид работы может быть проделан обучающимся полностью самостоятельно, что позволяет чаще использовать его в домашней и классной работе. Этот навык полезен для последующего обучения как средство фиксации услышанной информации.
Компьютерные диктанты можно проводить с помощью программы "Наставник" (ПМК серии "Компьютерное обучение").
Для отработки навыков восприятия учебного материала на слух включена система упражнений особого вида: система диктантов. Диктанты хранятся в тематических комплектах. Прослушав вопрос или задание, ученик должен ввести ответ (как правило, не более 2-3 символов). После завершения работы программа "Корректор" проверяет и исправляет ошибки.
Все тестовые задания, которые ученик выполнил неверно, попадают в специальные тесты "Работа над ошибками". После выполнения теста "Работа над ошибками" все верно выполненные задания из него исчезают.

Технология клавиатурного ввода.

Программа формирования ИКТ-компетентности предполагает овладение наравне с развитием традиционных навыков письма клавиатурным письмом, знакомство с основными правилами оформления текста в компьютере, основными инструментами и простыми видами редактирования текста.
Свобода в создании текстов появляется, когда ребенок может быстро создавать свои тексты в любой доступной текстовой среде и транслировать их с помощью средств коммуникации. С появлением такой свободы увеличивается мотивация ребенка к освоению родного языка и к созданию текстов, в частности. Быстрота и доступность создания письменных текстов обеспечивается наличием устойчивых навыков набора текста. Для их формирования существуют специальные инструменты - тренажеры клавиатурного ввода.
В первом классе желательно использовать средства, разработанные специально для детей. Например, программу «Мир информатики», которая одновременно знакомит обучающихся с современными применениями средств информатизации, обеспечивает развитие интеллектуальной сферы ребенка и формирует общеучебные навыки, в том числе связанные с использованием компьютера в учебной деятельности.
Помимо занятий с клавиатурным тренажером можно постепенно знакомить детей с работой в доступном текстовом редакторе.

Задания, использующие навык клавиатурного письма.

Подготовка текста доклада или реферата.

На первый взгляд, этот вид заданий не направлен впрямую на формирование навыка скоростной печати, однако он дает ученику полную свободу и самостоятельность при работе в текстовом редакторе. Учащийся в своем темпе занимается редактированием, удаляет или вставляет слова и целые предложения, располагает куски текста в нужном порядке в соответствии с логикой своего сообщения. При этом он активно работает со всем набором клавиш клавиатуры компьютера, одновременно думает и пишет.
Написание сочинения.
Навык клавиатурного письма учащиеся могут эффективно применить при работе над проектами «Поздравительная открытка», «Азбука», «Энциклопедия слова», «Записная книжка».

Технология письменных коммуникаций.

В ходе выполнения учебного задания, при подготовке учебных проектов часто возникает необходимость обсуждения и обмена материалами. На помощь приходит форум.
Первоначально форум служит для публикаций результатов первых школьных дней (аудиозаписей, рисунков, видеофрагментов). Дети отправляют информацию в форум в виде прикрепленного файла под руководством и с помощью учителя. По мере развития навыка клавиатурного письма становится возможным использование форума для обмена короткими текстовыми сообщениями, а затем и для проведения обсуждений неограниченного объема. Приведем несколько примеров видов работ в форуме:
собирание скороговорок, пословиц, загадок (каждый учащийся посылает свою скороговорку в печатном виде или в виде звукового файла);
подготовка рассказа по заданной теме, например «Любимая игрушка» (каждый учащийся посылает свой вариант рассказа и редактирует его после получения советов от остальных учащихся);
обсуждение прошедшего классного мероприятия (праздника, экскурсии, спортивного состязания), обмен фотографиями.

Глоссарий - создание классного информационного пространства, связанного с изучением новых слов, составление собственных словарей разного назначения.
Первый глоссарий может состоять из слов, с которыми дети постепенно знакомятся в процессе обучения грамоте. Например, можно создать базу слов, которые они умеют правильно печатать на компьютере.
Еще один пример глоссария – это упорядочение словарных слов и слов с изучаемыми орфограммами.
Интересно создать толковый словарь, в который войдет расширенный набор слов, не понятных учащимся. Как только в классе прозвучало непонятное кому-нибудь слово, оно тут же заносится в словарь.
Глоссарий может пополняться детьми в любое свободное время. Учитель со своей стороны отслеживает эту работу и обращается к глоссарию на уроке.

Технология записи и прослушивания устной речи.

Составление высказываний и рассказов на заданную тему, чтение вслух на скорость, выразительное чтение, освоение простейших средств записи и прослушивания речи с использованием веб-камеры. Учащиеся работают с наушниками и микрофоном, произносят и записывают заданный текст, а затем прослушивают его сами или вместе с одноклассниками, анализируют допущенные ошибки и снова повторяют запись. Работа продолжается до достижения результата, удовлетворяющего учащегося, и предъявляется учителю, который дает ей свою оценку. Работа в этой технологии позволит реализовать проекты «Я умею» («Я люблю»), «Мое имя».
Таким образом, ИКТ позволяют реализовать одну из приоритетных целей освоения родного языка – развитие коммуникативных способностей обучающегося, позволяя:
органично интегрировать различные способы коммуникации: устную и письменную речь, изображения;
обеспечивать чистописание и правописание;
совершенствовать коммуникативные (информационные) объекты, в том числе, письменные сочинения;
различным образом сочетать изучение грамматики с развитием коммуникативных способностей.

Литература

1. Булин - Соколова Е.И. Формирование ИКТ - компетентности младших школьников / Е.И. Булин-Соколова, Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов, Е.Н. Хохлова // М.: Просвещение. - 2011.
2. О формировании ИКТ- компетентности обучающихся при реализации ФГОС начального общего образования. Методические рекомендации// Департамент образования Вологодской области. – 2013.
3. Рыбъякова О.В. Информационные технологии на уроках // Волгоград: Учитель. - 2008.
4 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение. - 2009.
Категория: Русский язык | Добавил: anzhella (11.05.2014) | Автор: Семочкина Анжелла Александровна E
Просмотров: 694 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Анжела Александровна!
Сообщаю Вам, что данная работа не допущена к участию в Третьей Всероссийской научно-методической конференции «Мультимедиа технологии в современном образовании». Уникальность работы составляет 40%.

Технический специалист С.А.Морина.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]