Интерактивное учебное пособие по русскому языку «Правописание безударных гласных в корне слова» для 1-4 классов
1. Название мероприятия: Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Мультимедиа технологии в современном образовании» 2. Предмет в направлении: русский язык начальной школы 3. Класс: 1-4 4.Авторы статьи: Махранова Елена Викторовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов Несмеянова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов Беляевская Татьяна Яновна, учитель начальных классов Голубь Евгения Петровна, учитель начальных классов 5. Образовательное учреждение: МОУ «СОШ №12» 6. Область: Саратовская 7. Город: Шиханы 8. Краткая аннотация статьи: данная статья расскажет о том, как использовать интерактивное пособие по русскому языку в начальных классах при изучении «Безударных гласных». В приложении можно найти интерактивные тесты (шаблон Комаровского) по классам, по уровням. Данные тесты будут полезны учителям, родителям и учащимся.
Интерактивное учебное пособие по русскому языку «Правописание безударных гласных в корне слова» для 1-4 классов
Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. Ошибки на правописание безударной гласной корня являются наиболее типичными и устойчивыми во всех классах, особенно начальных. Анализ усвоения учащимися правописания безударных гласных в корне слова показывает, что ошибки могут быть самыми разнообразными по своему характеру. Основными причинами, вызывающими их появление, являются следующие: 1. Неумение найти объект применения правила: а) ребенок не может выделить безударную гласную в слове, обычно это связано со слабым навыком постановки ударения; б) ребенок не владеет навыком морфологического анализа слова в специальных орфографических целях, т.е. не может выделить корень, в котором пишется безударная гласная. Это нередко приводит к тому, что ученик не только не видит безударную гласную, правописание которой ему надо проверить, но и начинает расширять "границы” применения правила, проверяя с его помощью гласную в приставке, суффиксе, окончании. 2. Неумение практически пользоваться правилом: а) ребенок не может изменить слова, чтобы корневая безударная гласная в нем оказалась под ударением. Особую трудность представляет правописание безударной гласной в корнях глаголов, проверяемых с помощью словоизменения: тащил-тащит, везёт-вёз и т.п.; б) ученик подбирает для проверки однокоренное слово на основе ложной аналогии. Например, слово ПАЛАТКА соотносит со словом ПОЛ; ПОЛЗТИ соотносит со словом УПАЛ; ПАСЛИСЬ – со словом ПОСТ. в) ошибка может возникнуть и потому, что в словарном запасе учащихся нет проверочного однокоренного слова. Так, некоторые учащиеся не могут подобрать проверочные слова к встречающимся в учебнике словам с безударной гласной в корне ВИЛАСЬ, ЧИТАЛЬНЯ, СТРЕЛЯЕТ и др.; г) ученик, пользуясь правилом, подбирает в качестве проверочного слово с безударной гласной, например: поседеть от старости (седой), посидеть на скамейке (сидеть), что нередко приводит к ошибкам. В значительной мере это вызвано тем, что овладение правописанием безударных гласных корня требует уже достаточно развитых грамматических умений и речевых навыков. К числу умений и навыков относятся следующие: -умение различать гласные и согласные, находить ударные и безударные гласные в слове, а также переносить ударение с одного слога на другой (в тех случаях, когда ученик изменяет слово или подбирает однокоренное слово); - умение целенаправленно производить морфологический анализ, т.е. вычленять именно ту часть слова, в которой содержится изучаемая орфограмма; умение выделять среди однокоренных слов и различных форм одного и того же слова те, которые могут быть проверочными. Все эти умения вырабатываются в результате длительных многократных упражнений. Такие упражнения представлены в тематических тестах, соответствующих ФГОС, с учётом уровня подготовленности учащихся в Электронном учебном пособии «Безударные гласные в корне слова». Данное пособие решает следующие задачи: Помощь учителям 1-4 классов при подготовке к урокам, для контроля знаний учащихся по данной теме; Помощь учащимся 1-4 классов для самостоятельного изучения темы, повторения и закрепления; Помощь родителям учащихся в выполнении домашних заданий, при подготовке к контрольным работам; Развитие ИКТ – компетентности школьников; Повышение мотивации к обучению школьников; Активизация индивидуальных умственных процессов учащихся; Возбуждение внутреннего диалога у учащегося. Назначение пособия: 1.Обобщить и систематизировать материал по данной теме. 2.Развивать познавательные процессы младших школьников: внимание, память, логическое мышление. 3.Совершенствовать умения самопроверки.
Пособие не требует знания программирования. Тесты содержат слайды с заданиями (с единственным или множественным выбором, на установление правильной последовательности или на установление соответствий, с вводом ответа), информационные слайды. Ведется учет времени, затраченного на прохождение теста, которое можно ограничить, включив таймер обратного отсчета. До истечения времени тестирования можно вернуться к предыдущим слайдам и исправить ответ. Учащиеся сразу после ответа могут увидеть, был он верным или нет, а в итоге узнать, сколько баллов набрано и какая отметка получена, проанализировать полученные результаты. Учащиеся самостоятельно, но под руководством учителя, выполняют различные задания, проявляя навыки самоконтроля.
Инструкция по применению
Для того чтобы конструктор и созданные на его основе тесты работали на вашем компьютере, необходимо произвести настройки, позволяющие исполнение макросов в PowerPoint. Откройте это приложение и: – в MS PowerPoint 2003 выберите: «Сервис» – «Макрос» – «Безопасность…» – вкладка «Уровень безопасности» – «Низкая» – вкладка «Надежные издатели» – отметить флажок «Доверять доступ к Visual Basic Project»; – в MS PowerPoint 2007 (2010) щелкните по кнопке Office (Файл), затем по кнопкам: «Параметры PowerPoint» – «Центр управления безопасностью» – «Параметры центра управления безопасностью…» и выберите с помощью переключателя «Включить все макросы» и отметьте флажок «Доверять доступ к объектной модели проектов VBA» Не пугайтесь грозных предупреждений системы безопасности MS Office, ведь у вас установлена программа антивирусной защиты. Выполненные настройки вступают в силу только при следующем запуске редактора мультимедийных презентаций, поэтому закройте PowerPoint. В дальнейшем эту процедуру на данном компьютере вам повторять не придется, пока вы не отмените указанные настройки, но ее желательно выполнить на всех компьютерах, где будут выполняться тесты, созданные с помощью данного конструктора.
Источники: http://nashol.com/2012010762764/pravopisanie-glasnih-v-korne-proveryaemie-bezudarnie-glasnie.html Нестерова И.М. Методические основы изучения непроверяемых безударных гласных