Четверг, 25.04.2024, 11:40
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы начальной школы » Русский язык

Использование компьютерных технологий на уроках русского языка как способ повышения уровня качества знаний по предмету
Использование компьютерных технологий на уроках русского языка как способ повышения уровня качества знаний по предмету
1. Компьютеризация школы: аспект будущего
В 1922 году Томас Эдисон сказал: «Я верю, что кино неизбежно произведет революцию в нашей системе образования и через несколько лет учебники будут практически вытеснены им ». Спустя 90 лет можно несколько перефразировать это высказывание: «Я верю, что компьютер произведет революцию в нашей системе образования...». И хотя прогноз ученого не сбылся в полной мере и у традиционных учебников все еще есть будущее, справедливо было бы заметить, что достижения в области компьютерных технологий революционным образом сказываются на нашей системе образования,- и в действительности эта революция уже началась.
Мы живем в очень непростое, но интересное время. Головокружительные темпы научно-технического прогресса, развитие компьютерных технологий и новые рыночные явления - все эти процессы происходят в нашем обществе. Информатизация образования, являющаяся одним из приоритетных направлений процесса информатизации общества, предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки школьного учителя, к методическим и организационным аспектам использования в обучении средств информационных и коммуникационных технологий.
«Hello, everybody ! Today we have our English lesson in the computing class». He удивляйтесь, это не урок иностранного языка в специализированной школе, этими словами встречает класс учитель английского языка, проводящий урок в кабинете информатики школы.
Происходит процесс интегрирования ИКТ во все сферы школьной жизни. Опыт наиболее передовых школ республики является лишним подтверждением того, что технологии помогают достигать многого и предоставляют возможность выбора благодаря инновациям. Мы рассматриваем технологии как главный двигатель непрерывного развития.
Сегодня знания и умения учителя в области создания и использования информационных технологий в образовании необходимо рассматривать как элемент профессионального педагогического мастерства. Школе нужны люди, которые хотят идти в ногу со временем, не боятся экспериментировать, знают, как достичь максимального эффекта от использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе, поскольку это не волшебная палочка, а практическое средство для развития каждой школы, каждого учителя, каждого ученика.
Внедрение и использование информационных технологий - проблема многих учителей-предметников школы. Причем, большинство о ней даже не подозревают, будучи не в состоянии оторваться от традиционного взгляда на преподавание. В то время, как новые информационные технологии способны в немалой степени и разгрузить учителя, и увеличить заинтересованность школьников в предмете, и разнообразить сероватые
школьные будни. Поначалу это требует некоторых затрат времени и сил, и не только учителя - предметника, но и других членов школьного коллектива. Здесь уже начинает играть роль феномен не школьника, а учителя. Те, кому довелось хоть раз в своей учительской жизни увидеть горящие глаза детей, ловящих каждое твое слово, поймут, что ради этого не жалко никаких дополнительных временных затрат.
При внедрении такой технологии преподавания в нашей школе при методическом совете создана инициативная группа, целью работы которой является оказание методической поддержки в разработке и проведении уроков и мероприятий. Таким образом, методическая помощь оказывается по следующим направлениям:
- учебная деятельность (уроки, внеклассная работа по предметам,
индивидуальные занятия и т.д.);
- воспитательная деятельность (внеклассные мероприятия, кружковая
работа и т. д.).
Какими же возможностями по использованию ИКТ располагает сегодня наша школа?
В школе создан компьютерный класс с мультимедийным проектором, выходом в Интернет. В кабинете и в библиотеке школы имеется медиатека с электронными учебниками по большинству школьных дисциплин и CD для дополнительного образования, начата работа по созданию базы данных тестов по предметам. Практически все кабинеты в школе оснащены мультимедийными проекторами, интерактивными досками, выходом в интернет. Учителя и учащиеся имеют возможность свободного доступа к образовательным ресурсам Интернет. На базе кабинета информатики создан ученический пресс-центр, работает школьный сайт.
С использованием ИКТ в школе проводятся уроки по следующим дисциплинам: информатика, русский язык, башкирский язык, иностранный язык, математика, физика, биология, география, история, ИЗО, культура Башкортостана, уроки в начальных классах.
Компьютер позволил по-новому подойти к преподаванию предметов. Использование электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:
- экономию времени при объяснении нового материала:
- представление материала в более наглядном, доступном для восприятия
виде;
- воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем
самым лучшее усвоение материала;
- дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный
уровень готовности восприятия материала;
- постоянный оперативный контроль за усвоением материала
учащимися.
В качестве примера возьмем предмет «История». На сегодняшнем уроке истории трудно представить себе изложение материала без «участников событий». По ходу рассказа на экране портреты участников сменяются
жанровыми сценами, памятниками культуры далеких эпох... При этом дети имеют возможность по-своему проживать страницы истории, делать выводы, задавать вопросы, предлагать свое решение проблемы.
Резко возрастает мотивация учеников при подготовке докладов и сообщений. Материалы к уроку подбираются из электронных учебников, сети Интернет, других источников и оформляются в презентацию. Использование мультимедийной системы - это колоссальная экономия времени на уроке ( до 10-15 мин из 45), уникальная возможность организовывать учебный процесс четко и корректно.
Внеклассная работа с использованием ИКТ делает ребят соавторами мероприятия, позволяет им в полной мере использовать преимущества новейших информационных технологий, опираясь на активное сотрудничество учителей и школьников.
Как показывает практика, не все учителя активно используют компьютер на уроках, и это обусловлено целым рядом объективных причин:
-низкая психологическая готовность учителей к использованию ИКТ в образовательном процессе;
-недостаточное количество электронных средств, способных адекватно решать педагогические задачи учителя при изучении конкретной темы;
-отсутствие четких методических рекомендаций по использованию имеющихся на отечественном рынке электронных средств обучения;
-низкая степень информированности учителей о состоянии современного рынка электронных ресурсов;
-низкий уровень владения программными средствами для создания собственных электронных средств обучения (презентаций, электронных учебников, тренажеров и т.д.).
О преимуществах новых технических средств обучения спорить сейчас никто не берется, и рано или поздно любой учитель встанет перед проблемой внедрения в учебно-воспитательный компьютерной системы обучения. Организованная таким образом работа позволит наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в педагогических технологиях и создаст благоприятные условия для развития личности учащихся, обеспечит высокое качество их обучения.

2. Внедрение компьютера в процесс обучения как средство повышения качества образования.
В настоящее время, в связи с быстрой компьютеризацией общества, многие образовательные учреждения имеют постоянный доступ к компьютерам. Это способствует внедрению компьютера непосредственно в процесс обучения.
На этот счет есть много различных мнений педагогов, психологов ([3], [5]). Несомненно, одно: «чем шире у ребенка будет диапазон возможностей для пробы и применения творческого потенциала, тем больше вероятность найти свое любимое занятие, и в то же время именно занятие любимым делом дает человеку возможность раскрыть свой талант, проявить себя как личность» [5]. Таким образом, обязательным условием воспитания одаренного ребенка является решение задачи наиболее полного общего развития учащихся, под которыми надо понимать развитие его ума, воли, чувств. Решить эту задачу силами, каких-либо отдельных дисциплин очень трудно. Необходима интеграция учебных предметов, преподающихся сейчас отдельно и независимо друг от друга. Ведь под интеграцией мы понимаем «процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое»[1] . Кроме того, можно рассматривать интеграцию и как «психолого-коррекционный принцип, суть которого состоит в развитии и содержательном наполнении эмоционально-чувственной и интеллектуальной сфер ребенка» [2].
В полной мере реализовать все вышеназванное помогают интегрированные уроки информатики с другими учебными предметами, например с русским языком, которые отличаются от обычных уроков большой информативностью и поэтому требуют четкой организации познавательной деятельности. Такие уроки должны быть предельно четкими, компактными, продуманными на всех этапах. Такие уроки снижают утомляемость головного мозга, создают комфортные условия для ребенка как личности, повышают успешность обучения. Интеграция в обучении позволяет нам выполнить и развивающую функцию, необходимую для всестороннего и целостного развития личности учащегося, развития интересов, мотивов, потребностей к познанию.
Компьютер как «интеллектуальное средство обучения принципиально отличается от книги» [6]. Книга – бесценное средство накопления знаний, но не оперирования ими. Человек оперировал знаниями во все века, а сейчас надо понять, что компьютер – среда не только для накопления знаний, но и для оперирования ими и обмена знаниями с другими людьми.
Формирование графической и информационной культуры учащихся стоит в ряду педагогических задач, которые решаются не только на уроках информатики, но и на других, в частности, на уроках русского языка. А для этого необходимы интеллектуально – побуждающие мотивы, способствующие расширению кругозора учащихся, превращающие процесс познания в самодеятельное творчество.
Существует множество прикладных программ, которые учащиеся могли применять в своей учебной деятельности.
Обучение русскому языку в школе как раз та область, где компьютеризация может принципиально изменить и методы работы, и, что самое главное, ее результаты.
Большая радость и подспорье для учителя, когда его кабинет оснащён рабочим компьютерным местом. Мне в этом отношении повезло. Со своими наработками в плане использования мультимедийных технологий на уроке я хочу с вами поделиться. Это и презентации к урокам, и видеоклипы, и биографии писателей, и рекомендации по использованию компьютера на уроке.
Наверное, многие используют в своей работе компьютерные презентации. Это могут быть и уроки по биографиям писателей с богатым иллюстративным материалом, а могут быть и тесты и игры, обобщающие пройденный материал. Любую презентацию можно анимировать, с помощью анимации объяснять материал.

Формы работы с компьютером на уроках русского языка и литературы

В зависимости от того, какой вариант конфигурации компьютерного оборудования находится в кабинете:

1. Компьютер + Проектор
2. Компьютер + Принтер
3. Компьютер + Компьютеры учащихся (компьютерный класс)

При варианте «Компьютер + Принтер» учитель может:
• Готовить к урокам дидактический раздаточный материал
• Оформлять наглядный материал
• Заниматься индивидуальной проектной деятельностью с учащимися
• Создавать опорные конспекты к уроку
• Создавать тесты и самостоятельные работы для учащихся

При конфигурации «Компьютер + Проектор» возможности, конечно, шире.
Это
• Возможность подачи материала в форме презентаций
• Возможность проводить тестовые работы без привлечения печатного материала
• Проводить опрос (фронтальный, индивидуальный - когда 1 учащийся работает за компьютером, в то время как остальные учащиеся заняты другой работой)
• Проводить конференции с привлечением созданных учащимися презентаций
• Создавать документальные фильмы по любой теме

При варианте «Компьютерный класс»:

• Все учащиеся могут заниматься на тренажёрах
• Проводить индивидуальное тестирование
• Заниматься групповой исследовательской работой
• Создавать проекты по собственным сценариям или по сценарию учителя
• Осуществлять самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность
• Создавать школьную библиотеку наглядных пособий

При данном варианте самостоятельность учащихся активизируется, при этом они могут работать в индивидуальном темпе.

Использование компьютера в школе может осуществляться на различных этапах:
Подготовка к уроку
Проведение урока
Внеурочная работа

При подготовке к уроку учитель может:

• Быстро найти необходимый материал
• Подготовить презентацию к уроку (особенно это необходимо, когда на уроке используется большой иллюстративный материал)
• Подготовить звуковой материал (это возможно при наличии диктофона в компьютере и микрофона. Записав текст словарного или выборочного диктанта, перфокарты, и т.д., учитель может освободить себе время на уроке и разнообразить формы урока)
• Можно создать документальный фильм, использовав изображения, звукозаписи, видеозаписи компьютера
• Также можно создавать таблицы, опорные конспекты, алгоритмы рассуждений (это может быть и домашним заданием для учащихся)

Второй этап - проведение урока.

• Фотографии, видео, рисунки дают возможность эстетизировать урок, сделать материал наглядным
• Слайды могут сопровождать лекцию учителя
• С помощью заранее созданных тестов могут проводиться разные виды контроля (цифровые диктанты, выборочные диктанты, тесты)

Третий этап - внеурочная работа (на факультативах, дополнительных занятиях, занятиях кружка)

• Учитель выступает организатором творческой поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Есть опыт создания совместных проектов по лирике поэтов серебряного века. Учащиеся разбиваются на группы: художники, музыканты, чтецы - и готовят анализ стихотворений. Это интерпретация произведений, которая создаётся не в виде сочинения, а в виде творческой работы. Художники в виде образов, изображая стихотворение построчно, создают анимационный ряд. Музыканты подбирают музыку, под которую может прочитываться данное стихотворение, и обосновывают свой выбор. Чтецы добиваются как можно более точного прочтения. Потом вся работа собирается воедино, и создаётся один проект - фильм. (Рисунки сканируются и включаются в презентацию)

• Также учащиеся могут создавать документальные фильмы, заочные экскурсии, рассказы о писателях, медиасочинения, библиотеку школьных наглядных пособий, справочники, опорные конспекты.

Не всегда удовлетворяют имеющиеся в наличии документальные фильмы о биографии писателей. Иногда они бывают устаревшими, иногда хочется ввести другой текст. Такая возможность теперь у нас есть. Запишите с помощью микрофона тот текст, который вас устраивает, подберите иллюстративный материал, наложите его на звук, можно оформить фоновой музыкой, и фильм готов!
• Фонохрестоматия
Можно использовать как эталонное прочтение, к которому следует стремиться
Может даваться как иллюстрация
Может даваться в познавательных целях, чтобы познакомиться с голосом знаменитых писателей, актёров

Прекрасно не просто послушать фонохрестоматию, а дополнить её фрагмент видеорядом. Это всегда более наглядно и интересно.

• Видеофрагменты
Используются как иллюстрация к произведению
Для сопоставления авторской и режиссёрской интерпретаций
Сопоставление фрагментов художественного текста и видеофрагмента
Наиболее простые задания типа: какие события предшествовали данному моменту и какие последуют за ним
Можно предварять просмотр эпизода каким-то вопросами по содержанию, а после просмотра вести беседу по данным вопросам. Так, например, по повести Булгакова «Собачье сердце» можно предложить такие вопросы:
Каково первое слово Шарикова и почему именно это?
Как первые слова Шарикова его характеризуют?
Какие эмоции вызывает Шариков и чем он ужасен?
Выпишите примеры безграмотности Шарикова. Объясните, как создаётся комизм данной сцены.

Ребятам очень нравится, когда они могут послушать стихотворения классиков в современном исполнении. Это повышает интерес к урокам литературы. Такие музыкальные клипы может сделать каждый учитель, если он умеет работать в программе MAVE MAKER.
Огромную помощь учителю оказывает ИКТ и при подготовке к экзаменам, к ЕГЭ и ЕМЭ.
Эти презентации помогут подготовить к написанию изложения и сочинения

Специфичен урок русского языка с использованием компьютерных
технологий. Компьютер не заменяет учителя, но является настолько
совершенным средством обучения, что позволяет выполнять некоторые его
функции на уроке, выступая в позиции «электронного учителя». Роль
учителя при этом не упрощается, а усиливается.
В современных условиях образование не может оставаться в стороне от стремительных процессов научно-технического прогресса. Наше общество находится в постоянном развитии и через систему образований выдвигает и реализует все новые требования к человеку, а, следовательно, и к качеству образования.
- Литература
1. Бабанский Ю.К. Интеграция процесса обучения. – М.: Просвещение, 1992.– 78 с.
Дьяконов В. П. Компьютерная математика. – М.: Нолидж, -2001.
2. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. 1.Общие основы психологии –2-е издание. –М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995.
3. Щекина О.А. Проблема формирования единого информационного пространства образовательного учреждения // Педагогическая информатика. – 2000. - № 4.
4. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М., Педагогика, 1988.
5. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании // Информационное общество. - 2001.- № 3.
Категория: Русский язык | Добавил: гульшатисламова (08.11.2012) | Автор: Исламова Гульшат Марселевна E
Просмотров: 1929 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]