Среда, 28.02.2024, 06:48
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы начальной школы » Русский язык

Использование мультимедиа технологий на уроках русского языка в начальной школе
Горбачева Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов,
МКОУ «Новоархангельская СОШ»
Любинского муниципального района
Омской области

Использование мультимедиа технологий на уроках русского языка в начальной школе


Важной составляющей образования подрастающего поколения в современных условиях является развитие информационной культуры. Подрастающее поколение существует сегодня не только во времени и реальном пространстве, но и в пространстве медиа. Это объективное явление необходимо учитывать в процессе модернизации образования.
Сегодня появились целые самодостаточные медиасреды, которые вступают в противоречие с устоявшимися в педагогике средствами и методами воздействия на развивающуюся личность. К сознанию целого поколения можно «достучаться» лишь через Интернет, чаты, sms- и mms-сообщения, теле- и радиоэфир – в этом убеждены многие психологи и педагоги.
Принимая за реальность существование новых средств коммуникации, педагогика должна установить целесообразность и своевременность введения в начальное обучение новых информационных технологий. Для начальной школы это, очевидно, должно быть время, когда сформированы методы познания окружающего мира, адекватные данному возрастному этапу развития ребенка: наблюдение, сенсорная и читательская деятельность, - которые уже не могут быть подменены другими методами познания. Такой подход обеспечит развитие эмоционального пласта процесса познания (результат обучения) и целесообразное применение медиасредств в процессе обучения как вспомогательных (технология обучения).
Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.
У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребят положительные эмоции. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков.
Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.
Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.
Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.
Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
• усвоить базовые знания по предмету;
• систематизировать усвоенные знания;
• сформировать навыки самоконтроля;
• сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;
• оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем, по-прежнему, сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.
Структурная компановка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
• для объявления темы урока;
• при объяснении учителем нового материала;
• как информационно – обучающее пособие;
• для контроля знаний.
Как организовать применение современных информационных технологий на уроках математики, русского языка, окружающего мира и других предметов, изучаемых в начальной школе? Оптимальным представляется вариант, когда в кабинете начальных классов 1-2 компьютера. В этом случае учитель может при составлении плана любого урока предусмотреть этап, когда несколько учеников будут поочередно или, работая в группе, выполнять задания на компьютере. При использовании мультимедийного проектора появляется возможность проведения фронтальной работы с применением новых информационных технологий в начальной школе.
Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами. Поиск материалов к уроку проводится заранее. Все подобранные материалы объединяются, чаще всего при помощи программы Power Point , в общую презентацию. В ходе урока такая презентация может быть продемонстрирована как с помощью мультимедийного проектора, так и на отдельных компьютерах.
В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков русского языка мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого учащегося), тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Для построения контрольно- тренировочных программ по русскому языку прежде всего необходимо решить вопрос о том, какие программные темы целесообразно отобрать для изучения с помощью компьютера. Предпочтение отдается обобщающим темам, которые объединяют несколько «родственных» правил, то есть правил, имеющих один и тот же опознавательный или дифференцирующий признак орфограммы. С уверенностью можно сказать, что обобщающие темы помогают систематизировать знания. Не менее важное условие – включение теоретических сведений. Объем и характер теоретических сведений должны быть такими, чтобы обеспечить объяснение каждой возможной ошибки.
Сильным ученикам можно предложить дополнительную информацию, отсутствующую в школьном учебнике, например фрагменты из научно-популярных книг о языке, для того, чтобы вызвать интерес к предмету и полнее реализовать возможности компьютера. При этом желательно отобрать занимательные, яркие, конкретные факты, развивающие языковую догадку и чутье. Кроме того, такой материал должен сопровождаться наглядным раскрытием языковых явлений: рисунками, мультипликацией.
Форма подачи теоретического материала может быть различной;
1.Повторение формулировок правил, представленных в учебнике
Такую информацию целесообразно подавать на экран небольшими порциями.
2. Наглядное «раскрытие» правила
Графические способы введения теоретического материала могут быть различными. Важно выбрать наиболее целесообразные, облегчающие формирование обобщенных знаний. Возможно использование таблиц.
Например:
1) традиционные словарные таблицы, содержащие конкретный языковый материал;
2) таблицы- схемы, моделирующие те или иные орфографические правила;
3) алгоритмы, отражающие структуру и содержание орфографических правил;
4) опорные конспекты и сигналы как разновидность схем
Возможность и дидактическая значимость использования таблиц-схем в методике преподавания русского языка доказаны, так как они раскрывают модель правила и вооружают учащихся ориентирами для его применения. В то же время таблицы - схемы не перегружены материалом (в отличие от словарных таблиц). Обе эти причины определяют важность разработки компьютерных версий таблиц - схем. Наиболее подходящими для компьютерной программы являются моделирующие таблицы, помогающие в осмыслении и формировании приемов применения правила. Кроме того, подобные таблицы дают возможность представить материал в компактной форме. При построении таблиц должны использоваться графические возможности компьютера, прежде всего привычные для школьников условные обозначения (но не исключены и дополнительные): цвет, высвечивание наиболее существенной информации, мигание, мультипликация(движущиеся рисунки). В то же время необходимо учитывать общие эргономические требования к оформлению.
Остановлюсь на требованиях к отбору и способу предъявления заданий. В соответствии со спецификой содержания обучения русскому языку задания могут быть представлены в такой последовательности:
1. нахождение готовых орфограмм;
2. группировка слов по видам орфограмм или выявление ошибок в группировке;
3. выбор и вставка пропущенных орфограмм (причем сначала задание выполняется на примерах отдельных слов, затем словосочетаний и, наконец, предложений и текста).
Формулировки заданий для работы на компьютере должны, прежде всего, соответствовать требованиям современной методики и психологии обучения:
1. наглядное представление;
2. возможность быстрого понимания предъявленного задания, наличие выбора;
3. оценка выполнения задания и др.
При формулировке заданий необходимо учитывать, что учащиеся будут работать с клавиатурой. Поэтому предпочтение следует отдавать выборочным, а не конструируемым ответам, что поможет избежать случайных ошибок (опечаток), связанных с недостаточным умением работать на клавиатуре. Для удобства работы с компьютером желательно отдавать предпочтение клавишам-символам (а не буквенным). Целесообразно также использовать «мышь» (специальное устройство для ввода информации).
Еще одно требование к формулировке заданий – обязательное указание способа введения задания. Оно должно быть кратким и соответствовать формулировкам заданий, представленным в типовых средствах обучения.
Как известно, в методике обучения русскому языку выделяют три основных этапа формирования орфографического навыка:
1. нахождение орфограммы;
2. выбор соответствующего орфограмме правила;
3. применение правила в конкретной ситуации.
С помощью компьютера можно обеспечить работу на всех этих этапах. Вместе с тем разработчику следует помнить, что есть ряд заданий, которые не целесообразно (и даже недопустимо) выполнять на компьютере. К ним, например, относятся следующие: объясните выбор выделенных орфограмм; назовите виды орфограмм на месте пропусков букв и скобок; запишите под диктовку и т.п.
Конечно, важно учитывать требования, которые предъявляются к организации компьютерных уроков.
Во-первых, до занятия в компьютерном классе необходима предварительная работа с учащимися с использованием традиционных средств: желательно повторить тот грамматический материал, который потребуется школьникам при работе с компьютером.
Во-вторых, учитель должен быть готов к проведению устного инструктажа, особенно если учащиеся не имеют опыта работы на компьютере. Устный инструктаж направлен на предупреждение вопросов, которые могут возникнуть в процессе работы за компьютером, поэтому необходимо заранее пояснить способы введения ответов, напомнить те обозначения, которые используются в программе. Вступительное слово должно быть четким и немногословным.
В-третьих, педагог должен помнить, что компьютер – лишь одно из средств обучения и работу на компьютере целесообразно сочетать с традиционными средствами обучения: чтением и обсуждение текстов учебника, письменными работами, учебным диалогом и др.
В-четвертых, учитель внимательно наблюдает за работой учащихся, оказывает им необходимую помощь при техническом сбое компьютера или неумение пользоваться им.
Чтобы полнее реализовать возможности компьютерных программ адаптивного типа на уроках, необходимо соблюдение требований к тематике, отбору языкового материала, характеру и объему теоретических сведений, формулировке заданий и организации работы в компьютерном классе.
Таким образом, применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

Библиографический список
1. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. – С. 54 – 112.
2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. //Москва, «Народное образование». – 1998. – С. 114 – 119.
3. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7.
4. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс Дои После. – 2007. - №7.
5. Гуненкова Е. В. Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7.
З.П. Ларских О компьютерной поддержке курса русского языка в начальной школе. // Начальное образование – 2009. - № 4
Категория: Русский язык | Добавил: Нинель (16.10.2011) | Автор: Горбачева Ольга Анатольевна E
Просмотров: 7100 | Теги: Мультимедиа-технологии | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]