Тема урока: Сочетания ЖИ и ШИ. Тип урока: урок – обобщение. Форма урока: урок – сказка. Цель урока: обобщить, систематизировать и закрепить знания на орфографическое правило. Задачи: • Повторить изученное правило: ЖИ, ШИ пиши с гласной И; • Развивать орфографическую зоркость- умение видеть изученное правило в словах и применять его на практике; • Развивать самостоятельность, активность; • Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, стремление к добрым поступкам. Оборудования: компьютер, интерактивная доска, книга русских народных сказок. Список литературы: учебник «Русский язык. 2 класс» \Т.Г.Рамзаева, -М.:Дрофа,2011.; Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.Г.Рамзаевой: 2 класс. –М.: ВАКО,2007.(Дмитриева О.И., Казакова О.В.) Ход урока I. Орг.момент. -Доброе утро, ребята, гости. (Дети читают) Утро новое пришло, С ясным солнышком взошло, Утра доброго желаю, С добрым утром поздравляю! Пусть доброе утро длится до вечера! - Улыбнитесь друг другу. II. Чистописание. -Послушайте скороговорку: Жаба, журавль и желтый жучок В гости к ежихе шли на лужок, Чтобы пришила на место портниха Буковку Ш и в лесу стало тихо. -Какие звуки часто встречаются в этой скороговорке? -Какие буквы обозначают эти звуки на письме? -Сегодня мы будем работать над строчной и заглавной буквами Ж,ж и Ш,ш. -Послушайте веселые стихи про эти буквы. Ж имеет столько ножек, Будто буква ползать может. Буква Ж наверняка На бумаге тень жука. Буква Ш в таких словах: Школа, шест, шарада, шах. Букву Ш я написала: Три шеста и снизу шпала. Запись на доске: 1-я строка – написание буквы Жж. 2-я строка – написание буквы Шш. 3-я строка – написание буквосочетаний: иж, ши, уж, шу, ож, шо, еж. III. Мотивация учащихся. - Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы с вами отправимся в путешествие по страницам вашей любимой сказки «Гуси-лебеди». А вот и наш сказочник. IV. Работа по теме урока. ( Заранее подготовленный ученик читает сказку) -Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. — Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся. Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом…. Долго она бегала по полям, по лесам. Наконец-то нашла она своего братца у бабы-яги… Девочка взяла братца и побежала. Увидела баба-яга, что в избушке нет никого и закричала: — Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!.. Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди. — Речка, матушка, спрячь меня! — А ты выполни мое задание, - ответила речка. - Какое же задание дала речка? Давайте поможем девочке! • Отгадайте загадки и запишите слова. Посмотрите, выше крыш Шею вытянул малыш, Хочет, глупый, хоть чуть-чуть В небе солнышко лизнуть. (Жираф) Не летает, не жужжит, жук по улице бежит. И горят в глазах жука - два блестящих огонька. (Машина) Ползун ползет, иголки везет. (Ежик) Даже ночью муравьишка, Не пропустит свой домишко: Путь – дорожку до зари Освещают фонари. На больших столбах подряд Лампы белые висят. (Ландыши) Жмутся в узеньком домишке Разноцветные детишки. Только выпустишь на волю- Где была пустота, Там, глядишь - красота! ( Карандаши цветные) Где упрется хвостом, Станет дырка потом. (Шило) • Подчеркните сочетания ЖИ, ШИ. • Напишите еще два слова на это правило. -Молодцы, ребята! - Река укрыла ее под кисельным бережком. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня… — Яблоня, матушка, спрячь меня! —А ты выполни мои задания – спрячу тебя. -Какое же задание у яблони, посмотрим? • Отгадайте загадку: Покружилась звездочка В воздухе немножко Села и растаяла На моей ладошке. (Снежинка) -А сейчас из данного слова (СНЕЖИНКА) составьте как можно больше слов. -Молодцы ребята, помогли девочке и с этим заданием. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Физкультминутка. Мы снежинки, мы пушинки. Покружиться мы не прочь. Мы снежинки - балеринки, Мы танцуем день и ночь. Встанем вместе все в кружок – Получается снежок. Мы деревья побелили- Крыши пухом замели. Землю бархатом укрыли И от стужи сберегли. – Молодцы! А теперь тихонечко сели на свои места. Наша сказка продолжается… Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки: — Печка, матушка, спрячь меня! — Выполни мои задания – спрячу вас обоих. - Какое же задание у печки? Поможем девочке выполнить задание печки? • Подберите подходящие по смыслу слово и напишите. Длинные …, густые…, цветные…, душистые …, колючие…, проворные… Слова для справок: камыш, еж, нож, ерш, карандаш, стриж, уж, ландыш. -Молодцы, выполнили и это задание. Спрятала печка девочку с братцем. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге. Девочка вместе с братцем прибежала домой, а тут и отец с матерью пришли. -Вот и закончилось наше путешествие. Понравилось Вам? -Как вы думаете, чему учит нас эта сказка? -Ребята, девочка благодарит Вас за оказанную ей помощь и желает Вам крепкого здоровья и успехов в учебе. -Сейчас я прочту стих, в котором вы должны услышать и запомнить слова на это правило и помочь мне закончить его известным правилом. Лыжи, мыши и ужи, Шины, ежики, чижи. Жи да Ши, Жи да Ши С буквой И всегда пиши. Чижи, ужи, ежи, стрижи, Жирафы, мыши и моржи, Шиповник, шины, камыши, Машины и карандаши. Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, шипеть, смешить и шить. Все сочетанья ЖИ и ШИ Ты только с буквой И пиши. V. Итог урока. -Какое правило повторили? -А какие добрые дела мы с вами сделали? -Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали, и мы увидели, какие Вы замечательные путешественники: смелые, находчивые, а главное – дружные. VI. Домашнее задание. Творческое задание: составить мини кроссворд со словами на ЖИ и ШИ. Ссылки на использованные Интернет – ресурсы: