Статья " Включение регионального компонента в содержание образования уроков чтения и русского языка в начальной школе".
Включение регионального компонента в содержание образования уроков чтения и русского языка в начальной школе.
С чего начинается Родина для каждого из нас? С золотых полей и тенистых лесов, с морского прибоя и журчания рек, со старинных сказок и песен, с семейных преданий и рассказов земляков – старожилов. Все это надо знать, беречь и любить. Краснодарский край – один из уникальных природных регионов России. В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей. В Краснодарском крае региональный (национально-региональный) компонент содержательно реализуется посредством преподавания с 1 по 11 класс учебного предмета «Кубановедение», который является обязательным. На одном уроке кубановедения невозможно узнать всё о родном крае. А жизнь диктует свои требования. Так возникла необходимость включения регионального компонента в содержание образования всех предметов: чтения, русского языка, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, музыки, физической культуры. На уроках кубановедения я заметила, что у учащихся возникают большие затруднения при написании некоторых географических названий: городов, рек, поселков Краснодарского края. Изучением географических названий занимается специальная наука – топонимика. «Топонимы – это памятники природы и памятники человеческого общества. В одни исторические эпохи давали географические названия по природным или хозяйственным признакам объекта, в другие чаще называли объект по его принадлежности владельцу, в третьи преобладали названия-посвящения.» (Г.Т.Чучмай. «Тайна географических названий».) Происхождение географических названий, их содержание и изменение представляют большой интерес для историков, географов, лингвистов. Но учащиеся моего класса никак не могли запомнить написание того или иного слова. И тогда каждый день на уроке русского языка я стала включать в минутку чистописания наиболее часто звучащие в нашей речи имена собственные по теме «Краснодарский край». Вот фрагмент урока русского языка в 4 классе. Тема: «Однородные члены предложения». 1. Чистописание. На доске запись: Ка Ке Кё - Какую закономерность заметили? -Продолжите строку. Ка Ке Кё Ки Ко Ку Кы Кэ Кю Кя - Сколько записали сочетаний букв? Почему? - В каких случаях первый звук произносится мягко? Почему? - Подчеркните эти сочетания букв. Ка Ке Кё Ки Ко Ку Кы Кэ Кю Кя 2. Работа в группах по карте. - Найдите на карте Краснодарского края имена собственные на букву К и запишите их. Кубань Краснодар Кардывач - Что обозначает каждое из этих слов? (Кубань – река, Краснодар – главный город Краснодарского края, Кардывач – озеро) - Придумайте предложение с однородными членами предложения с любым из этих слов. (Кубань и Белая – это реки Краснодарского края.) 3. Письмо по памяти. Высокие горы, степные просторы, Лазурного берега грань. Леса и поляны, сады и лиманы – Всё это вместила Кубань. 4. Нахождение основы предложения. 5. Нахождение однородных членов предложения. 6. Фонетический разбор слова Кубань. 7. Подбор однокоренных слов к слову Кубань. 8. Запись слов, в которых букв больше, чем звуков. В конце урока дала домашнее задание: написать географические названия на букву «Б» для проведения минутки чистописании (по желанию). К моему удивлению, дети не только написали географические названия, но предложили варианты соединений букв для чистописания и сочинили четверостишия. Вот один из вариантов: Бб Вв Гг Дд Жж Зз Йй Кк Лл Мм Нн Белая Белореченск Безводная Благовещенская Белая берёза, Белый, как стена. Белореченск – город, Белая – река. К этому уроку я принесла в класс несколько книг Г.Т.Чучмай «Тайна географических названий». Предложила детям самим найти и объяснить происхождение географических названий. Для этого разделила класс на группы, каждой предложила выполнить такие задания: 1. Найти в книге Г.Т.Чучмай «Тайна географических названий» ответ на вопрос «Как получил свое название город Белореченск?» 2. Найти в книге Г.Т.Чучмай «Тайна географических названий» ответ на вопрос «Почему река Белая так названа?» 3. Найти в книге Г.Т.Чучмай «Тайна географических названий» ответ на вопрос «Как получила свое название станица Благовещенская?» 4. Найти в книге Г.Т.Чучмай «Тайна географических названий» ответ на вопрос «Почему станица называется Безводная?» В течение урока мы работали с этими географическими названиями: составляли предложения, делали фонетический разбор слов, разбор слов по составу, подбирали однокоренные слова, вспомнили правописание приставок, сложные слова и т. д. У учащихся появился интерес не только к минуткам чистописания, но и к уроку русского языка и кубановедения. А, главное, дети стали активными участниками процесса обучения. У многих ребят в учебнике «Русский язык» появилась карта Краснодарского края. Все чаще стали звучать новые названия рек и поселков. Так на уроке русского языка дети выучили названия водохранилищ и озер, рек и лиманов, научились писать фамилии наших кубанских художников, композиторов, космонавтов и знаменитых на весь мир кубанских селекционеров. Чтобы быстро называть и правильно писать имена собственные, пришлось составить перечень рек и озер, городов и поселков, лиманов и водохранилищ, заказников и заповедников Краснодарского края. Подобные памятки появились и у детей. Очень порадовало меня то, что ученики не просили у меня готовый образец, а сделали работу самостоятельно. Эту работу мы продолжаем на уроках чтения. Дети не только знакомятся с творчеством кубанских писателей и поэтов, но и пробуют свои силы на литературной ниве. Ребята пишут стихи о родном крае. Вот некоторые из них. КУБАНЬ На Кубани мы родились, На Кубани мы живем. Очень весело танцуем И задорно мы поем. Светит солнышко лучистое, Веселимся каждый день. Льется речка серебристая, И учиться нам не лень! Таня Шмыгалева. 4 класс.
МОЯ РОДИНА Кубань моя родная, Люблю твои поля, Люблю твои луга я, Цветы и тополя. Люблю твои поселки, Станицы, хутора. Ведь ты – частица мира, Ты Родина моя. Саша Железовская . 4 класс.
Нет на свете места краше, Чем Кубань наша. Здесь плодородная земля, Богата и щедра она. Маша Грибанова. 3 класс.
Ты, Кубань родная, Мой любимый край! По тебе скучаю, Когда еду вдаль. Семён Панькин. 3 класс. Творчество помогает мне в работе, а детям – в учебе. http://moi-mummi.ru/publ/0-0-0-378-13