Урок русского языка в 4 классе по теме «Наречие» (программа «Начальная школа XXI века»)
Тема урока: «Наречие» Цель урока: знакомство с новой частью речи Задачи урока: - исследовать новую часть речи – наречие по заданному плану; учить отличать наречие от других частей речи; - развивать логическое мышление, память, внимание, орфографическую зоркость; - воспитывать умение работать в коллективе, дружеское отношение друг к другу Тип урока: ОНЗ Оборудование: компьютер, экран, проектор; карточки с заданиями для групповой работы; учебник «Русский язык 4 класс» под ред.Иванова С.В.,«Школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова. Технологическая карта урока
I.Самоопределение к деятельности. (Организационный момент) № слайда Вид деятельности Слайд 2 Включение в деловой ритм
Действия учителя Организует самоопределение учащихся к деятельности.
Действия учащихся Подготовка к работе. Повторение правил урока
II Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Вид деятельности Слайд 3 Выявление уровня знаний.
Действия учителя Организует повторение частей речи и фиксирует затруднение в определении, регламентирует работу учащихся.
Действия учащихся Повторяют части речи при работе в паре и у доски.
III Открытие нового знания Постановка учебной задачи.
№ слайда Вид деятельности Слайд 4 Создание проблемной ситуации.
Действия учителя Активизирует знания учащихся .
Действия учащихся Ставят цели, формируют тему урока - открытие новой части речи.
Построение проекта выхода из затруднения. № слайда Вид деятельности Слайд 5 Решение проблемной ситуации.
Действия учителя Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации Предлагает различные пути выхода из затруднения.
Действия учащихся Составляют план достижения цели и определяют средства (исследование)
№ слайда Слайд 6
Действия учащихся После обсуждения учащиеся выбирают «План изучения части речи».
№ слайда Вид деятельности Слайд 7 Словарная работа
Действия учителя Предлагает разгадать ребус. Организует обсуждения смысла слова НАРЕЧИЕ Организует работу по учебнику
Действия учащихся Разгадав ребус и поработав со словарём учащиеся объясняют происхождение слова НАРЕЧИЕ
№ слайда Слайд 8,9
Действия учителя Организует исследование грамматических признаков наречий в группах.
Действия учащихся Открывают «тайны» слов (которые отвечают на вопросы где? куда? когда? как?)
№ слайда Вид деятельности Слайд 10 Дифференцированные задания для трех групп.
Действия учителя Наблюдает за работой
Действия учащихся Учащиеся пытаются склонять, спрягать, изменять по родам и числам наречия.
№ слайда Слайд 11
Действия учащихся Презентация исследовательской работы группы.
№ слайда Вид деятельности Слайд 12,13 Творческая работа
Действия учителя Организует разноуровневую работу с текстом на слайде и в учебнике по изучению синтаксического признака наречий.
Действия учащихся Индивидуально работают в тетрадях и делают вывод о синтаксической роли наречия.
Вид деятельности Диктант с самопроверкой.
Действия учителя Диктует текст
Действия учащихся Ведут запись текста, проверяют написанное, подчёркивают наречия как члены предложения.
№ слайда Слайд 14
Действия учащихся Подводят итог исследования
IV Первичное закрепление.
№ слайда Вид деятельности Первичное применение полученных знаний
Действия учителя Устанавливает осознанность ситуации, корректирует деятельность учащихся, задаёт наводящие вопросы
Действия учащихся Решают типовые задания вместе с учителем. Работают с фразеологическим словарём («сильные учащиеся»), с учебником («слабые учащиеся»)
V Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону № слайда Вид деятельности Слайд 16 Организация деятельности по применению новых знаний.
Действия учителя Наблюдает за работой учащихся, комментирует ответы.
Действия учащихся Самостоятельно работают и осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Учащиеся списывают с доски, исправив ошибки, подчёркивают наречия как члены предложения.
VI Рефлексия деятельности. № слайда Вид деятельности Слайд 17 Подведение итогов работы совместной деятельности всего класса и каждого учащегося.
Действия учителя Проводит рефлексию, задаёт вопросы на осмысление деятельности учащихся
Действия учащихся Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты , степень их соответствия .
VII Домашнее задание.
Вид деятельности Применение знаний о наречии в письменной форме с учётом творческих учебных возможностей.
Действия учителя Инструкция по выполнению домашнего задания разного уровня сложности
Действия учащихся Прослушивают и записывают задание, задают вопросы.