Урок по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи"
Соколова Елена Анатольевна,учитель начальных классов Конструкт урока Предмет: русский язык Класс: 3 класс Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Тема Имя прилагательное как часть речи. Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи Задачи: обучающие: систематизировать знания об имени прилагательном как части речи; развивающие: развивать каллиграфические навыки; прививать основы орфографической грамотности; развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род и число, умение формулировать вопросы к заданию, умение анализировать, развивать устную речь учащихся при объяснении(толковании) значений слов, при составлении устного ответа по предложенному плану, развивать навыки самооценки; воспитательные: воспитание сознательного отношения к учёбе и интереса к изучению русского языка, доброжелательности, воспитывать уважение к одноклассникам, воспитывать волевые качества (терпение, умение выполнить работу до конца). Формируемые УУД Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу по русскому языку; определять и высказывать под руководством педагога общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); развитие навыков сотрудничества; Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; понимать учебную задачу и активно включаться в деятельность; учиться работать по предложенному плану, в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; Познавательные: использовать разные виды чтения; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы. Основные понятия: Имя прилагательное, часть речи, постоянные признаки, непостоянные признаки имени прилагательного, безударные гласные в окончаниях имён прилагательных, антонимы, синонимы Ресурсы: Русский язык. Учебник для 3 класса 2 часть. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., Дидактический материал. интерактивная доска, документ-камера, компьютер, мультимедийная презентация листы оценивания. Организация пространства: Фронтальная работа, работа в парах и группах Технология проведения I. Самоопределение к деятельности. (1 мин) Цель: создание условий для внутренней потребности обучающихся включения в учебную деятельность; Учитель мотивирует, нацеливает учащихся на урок -Девизом сегодняшнего урока станет фраза: «Я сам…» Дополните начало этой фразы, что каждый из вас сможет сделать на уроке. Учащиеся настраиваются на урок. Предлагают свои окончания предложенной учителем фразы: -я сам определяю тему, я сам ставлю цель урока, я сам выполняю задания, и др. Регулятивные УУД:понимать учебную задачу и активно включаться в деятельность; II. Актуализация знаний Зарядка для ума (3 мин) Учитель предлагает учащимся сформулировать задание. Выслушав предположения детей, предлагает на каждом слайде найти лишнее слово, аргументировать свой выбор.: 1 слайд: весенний, ручьи, солнечная, теплое 2 слайд: любимый, свежая, душистые, светлое 3 слайд: добрый, добрая, добренький, доброе 4 слайд: умный, глупый, новый, низкий, высокий 5 слайд: аккуратный, коллективная, сладкий, аппетитный Учащиеся выбирают «лишнее» слово по определённым признакам. Доказывают, аргументируют свой выбор. Познавательные УУД:- уметь проводить анализ, сравнение, классификации -уметь обосновывать своё мнение, слушать и слышать других, корректировать свою точку зрения III. Формулирование темы урока, постановка цели, определение критериев оценивания (3 мин) Цели: - организовать формулирование учащимися темы, цели и задач урока; - познакомить с критериями оценивания и предполагаемым результатом урока. Под руководством учителя на основании своих наблюдений учащиеся формулируют тему, определяют цель урока, ставят задачи, выделяют ключевые слова темы «Имя прилагательное»: Знакомятся с критериями оценивания учебной деятельности , алгоритмом самооценки и планируемым результатом урока. - Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать тему и цель с помощью учителя Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других IV. Минутка чистописания. Учебная ситуация (3 мин) Цель: Повторить определение имени прилагательного. Отработать написание соединений букв. Учитель организует минутку чистописания. Объясняет правописание элементов букв, соединение букв. Учащиеся повторяют написание соединения букв. Повторяют определение имени прилагательного. - Пропишите, пожалуйста, соединения букв. Я буду называть слова – разные части речи. Если вы услышите имя прилагательное, то прописываете в тетради соединение «зд». Если я называю другую часть речи, то вы прописываете соединение букв «др». -Вспомните, что такое имя прилагательное. Учитель создаёт проблемную ситуацию со словом «столовая», т.к. оно может быть как именем существительным, так и именем прилагательным.Ученики решают учебную ситуацию со словом «столовая», высказывают свои предположения, доказывают свою точку зрения, приводят примеры. - Проводят самопроверку и самооценку выполненной работы. Слова: вкусные, бежит, ароматное, берёзовая, лестный, около, школа, столовая. Познавательные УУД: - работа над ключевым понятием - преобразование информации из одной формы в другую Регулятивные УУД - определение степени успешности выполнения своей работы Коммуникативные УУД: - Умение высказать суждение и обосновать его. V. Словарная работа (5 мин.) Цель: Составить в паре устный рассказ о прилагательном по предложенному плану. Учитель предлагает провести словарную работу в паре с одним из слов минутки чистописания. - Это прилагательное в ед. числе ,мужского рода. (Лестный) Учащиеся определяют, с каким словом будет словарная работа. Готовят рассказ о слове «лестный» по предложенному плану. Выполняют самопроверку и самооценку по алгоритму. Познавательные УУД Уметь проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам Коммуникативные УУД Умение работать в паре Личностные УУД Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок VI. Повторение и закрепление изученного материала (тренировочные упражнения) (17 мин) Цели: - Систематизировать, обобщить знания и умения по теме. Деятельность учащихся: 1)Работая в группе подбирают в предложенный текст подходящие имена прилагательные, определяют роль имён прилагательных в речи. 2)Выполняют упр. 1 на стр. 98. Наблюдают над связью имён прилагательных с именами существительными. 3) участвуют в физминутке: показывая заданные движения, определяют в каком числе учитель называет прилагательное. 4) Закрашивают в предложенной таблице окончания имён прилагательных, проверяют по образцу через документ- камеру 5)В дидактическом материале на стр. 72 в упр. 138 вставляют буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных (парная работа) 6)Подбирают антоним к слову «доброе». Выполняют морфологический разбор имени прилагательного. Деятельность учителя: 1)Организует работу в группах, предложив учащимся в тексте записать имена прилагательные и определить их роль в речи. 2)организует индивидуальную работу учащихся с упр. 1 на стр. 98 в учебнике, с самопроверкой, самооцениванием 3)проводит физминутку с повторением изученного материала 4)организует повторение окончания имён прилагательных в женском, мужском и среднем роде, организует проверку через документ- камеру. 5)организует парную работу с упр. 138 на стр. 72 в дидактическом материале. 6)проводит словарную работу с антонимами «доброе- злое». Организует индивидуальную работу: –морфологический разбор одного из имён прилагательных. Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов: 1) - Впишите в текст подходящие по смыслу имена прилагательные: Весна в лесу. Хороша …весна в лесу! Ярко светит …солнце. … облака украшают …небо. Слышна …трель птиц. Смолой запахли …почки. Появилась … травка. Выглянул …подснежник. С пригорка зажурчал …ручеёк. У сосны резвились … бельчата. Только … зайчик спрятался под густой елью. На поляну медведица вывела своих медвежат. Весёлый и … лес весной! 2) Соедини имя прилагательное с подходящим по смыслу именем существительным. Выполни самопроверку: 3) Физминутка. 4) В табличке раскрасьте вопрос и окончания женского рода красным цветом, мужского- синим, среднего- зелёным. ая ий ое Какая? ый Какой? яя ой Какое? ее Проверим через документ- камеру. 5) Вставьте буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных в дидактическом материале Выполните самопроверку 6)Сформулируйте задание к данному слайду. Приведите свои примеры антонимов и синонимов. С одним из прилагательных произведите морфологический разбор. Личностные УУД: Умение чувствовать красоту и выразительность речи, осознание ответственности за написанное и произнесённое слово Познавательные УУД: уметь пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным, извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности VII. Итоговое задание. (5 мин) Цель: Составление итоговой схемы по теме «Имя прилагательное как часть речи». Группы учащихся оформляют схему по теме «Имя прилагательное как часть речи» на листах бумаги и коллективно представляют. В схеме необходимо отразить ключевые понятия темы «Имя прилагательное как часть речи». Познавательные УУД: способность обобщать и систематизировать, представлять информацию в устной и письменной форме VII. Подведение итогов. Рефлексия(3мин) Цели:организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Учитель организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Учащиеся заполняют листы оценивания, анализируют полученный результат. Регулятивные УУД: - определение степени успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев
Приложение:
Алгоритм самооценки 1 Что нужно было сделать в задании? 2. Удалось получить результат? 3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? 4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)? 5. Какое умение развивали при выполнении задания? 6. Каков был уровень задания? -Такие задания мы выполняли уже много раз, понадобились только «старые», уже усвоенные знания? (Необходимый уровень) -В этом задание мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны уже усвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны новые знания по теме, которую только сейчас изучаем)? (Повышенный уровень) -Такие задания мы никогда не выполняли (Максимальный уровень) 7. Определи уровень успешности, на котором ты выполнил задание.