Тема: «Сочинение-рассуждение. Планета Добра.» Цели: развивать речь, чувство прекрасного, умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, воспитывать лучшие качества: доброту, чуткость, отзывчивость, расширять кругозор учащихся. Урок проводится по учебнику русского языка С. В. Иванова – М: Вентана-Граф, 2008. (Урок 112, с. 105-107). 1. Орг. момент. Слайд 1. Звучит музыка. 2. Тема урока. Цели. У: Вы, наверное уже догадались, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? У: Я предлагаю вам отправиться на планету Добра. Слайд 2. У: Если вы будете активно работать, внимательно слушать, то на этой планете вы будете чувствовать себя, как дома, вам будет там уютно, потому что окружающие будут относиться к вам с пониманием, по-доброму. Ведь каждому хочется, чтоб ему дарили тепло души. Но для этого нужно и самим научиться к окружающим относиться так же с пониманием или хотя бы с уважением. Слайд 3. У: Хотите побывать на такой планете?! Тогда в путь! У: В качестве девиза я предлагаю взять вот этот эпиграф к уроку: «Отнимите у нашего сердца любовь к добру – вы отнимите всю прелесть жизни» - Жан-Жак Руссо. 3. Знакомство с заданием. Беседа по вопросам. У: Сначала я предлагаю вам побывать на планете, где жил Маленький принц из сказки писателя Антуана де Сант – Экзюпери. Слайд 4. Под музыку учитель читает отрывок из сказки: На планете Маленького принца, как и на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землёй, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый, безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть растёт на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать её с корнем, как только её узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет её насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут её на клочки. - Есть твёрдое правило, - сказал Маленький принц. –Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. (А. де Сент-Экзюпери, перевод с французского) Словарная работа. У: Какие непонятные слова встретились в прочитанном отрывке? Слайд 5. У: Кто-нибудь знает, что это за растения – баобабы? Слайд 6. У: Прочитаем задание урока 112: «Как ты думаешь, о какой планете говорит Маленький принц? Может быть, эта планета – ты, а хорошие и дурные семена – это твои хорошие и дурные мысли и поступки? Почему необходимо вовремя распознавать семена баобабов? Что значит опасение: «Если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут её на клочки»? Согласишься ли ты с Маленьким принцем: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету»? Попробуй письменно ответить на эти вопросы. Напиши текст-рассуждение, объясняя, почему ты так думаешь. У: Что нам предстоит сделать? Д: Написать текст – рассуждение. У: Что вы знаете о тексте-рассуждении? Д: Рассуждение – смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие. Слайд 7. У: Чтобы логично, последовательно изложить свои размышления, нам понадобится?... Д: План. У: Как и любой текст, текст-рассуждение состоит из скольких смысловых частей? Д: Из трёх. У: Кто помнит, из каких частей состоит текст – рассуждение? Д: Тема. Доказательства. Вывод. Слайд 8 (левая половина) У: Какой вопрос задания нам поможет выдвинуть гипотезу? Д: Как ты думаешь, о какой планете говорит Маленький принц? Может быть эта планета - ты, а хорошие и дурные семена – это твои хорошие и дурные мысли и поступки? У: Как вы ответите на этот вопрос? (См. слайд 8-правая половина) Д: Планета-это я, а хорошие и дурные семена – это мои хорошие и дурные мысли и поступки. У: Какие вопросы нам помогут построить доказательства? Д: Почему необходимо вовремя распознавать семена баобабов? Что значит опасение: «Если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут её на клочки»? У: Как бы вы ответите на эти вопросы? Д: Если душа неоткрытая, а дурных мыслей много, то они могут привести к дурным поступкам и погубить её. У: Грамотно, логично построить свои высказывания вам помогут опорные слова и выражения: обратимся к презентации. (См. слайд 8) Приведите свои примеры из жизни, подтверждающие ваши мысли. Д: Как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе. «Как аукнется, так и откликнется». Если ты кого-то задел нарочно, тебе сдадут сдачи. Если сегодня ты кого-то выручил: например, одолжил ручку, завтра обязательно выручат тебя. Помог маме вымыть посуду, мама побыстрее поможет справиться с трудной задачей по математике, например. Если даже все уроки сделаны, мама сможет отдохнуть. Ей будет приятно, и тебе будет от этого хорошо на душе. У: Какой же вывод из всего сказанного можно сделать? Д: Если ты будешь творить добро, то оно обязательно добром к тебе и вернется. А если будешь сеять семена раздора, то и к тебе будут плохо относиться. У: Что же надо делать, чтобы жить в ладу с собой и с окружающими? У: Какой вопрос поможет нам сделать вывод? Д: Согласишься ли ты с Маленьким принцем: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету»? У: Как вы ответите на этот вопрос, согласно теме сочинения? (См. слайд 8) Д: Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свои мысли. У: Что значит, привести свои мысли в порядок? Вспомните слова песенки самого доброго мультперсонажа? Кого? Д: Леопольда. У: Какие соблазны он имел ввиду в песне «Дорогою добра»? Д: Мысли о дурных поступках. Их нужно гнать из сознания. Нужно подумать, что полезного, доброго можно сделать в предстоящий день. 4.Озаглавливание сочинения. У: Как вы озаглавите своё сочинение. Возможные варианты: «Планета добра», «Дорогою добра», «Спеши творить добро». 5. Физпауза. Слайд 9 Учитель показывает подходящие под музыку и под текст песни движения. Возможно дополнительное задание: - Если увидите кадр с хорошими поступками, то, радуясь, хлопаем в ладоши. Если на кадре- дурные поступки, мы от них спрячемся - присядем. 6. Устное составление текста. У: Кто попробует всё сказанное собрать в один текст. 7. Написание сочинения. У: Ну что ж, теперь каждый отправляется на свою планету Добра. Не забывайте о красных строчках. Их должно быть не менее скольких?... У: Обращайтесь за орфографической помощью к словарю, спрашивайте у учителя. У: В добрый путь! 8. Самопроверка написанного. 9. Итог урока. У: Понравилось вам на планете Добра?! Сделаем её своим домом?! У:Тогда давайте подпоём Леопольду. Слайд 10.