Пятница, 26.04.2024, 13:39
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы начальной школы » Русский язык

Урок русского языка Планета Добра
Урок развития речи ( русский язык) в 4 классе.

Тема: «Сочинение-рассуждение. Планета Добра.»
Цели: развивать речь, чувство прекрасного, умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, воспитывать лучшие качества: доброту, чуткость, отзывчивость, расширять кругозор учащихся.
Урок проводится по учебнику русского языка С. В. Иванова – М: Вентана-Граф, 2008. (Урок 112, с. 105-107).
1. Орг. момент.
Слайд 1.
Звучит музыка.
2. Тема урока. Цели.
У: Вы, наверное уже догадались, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
У: Я предлагаю вам отправиться на планету Добра.
Слайд 2.
У: Если вы будете активно работать, внимательно слушать, то на этой планете вы будете чувствовать себя, как дома, вам будет там уютно, потому что окружающие будут относиться к вам с пониманием, по-доброму. Ведь каждому хочется, чтоб ему дарили тепло души. Но для этого нужно и самим научиться к окружающим относиться так же с пониманием или хотя бы с уважением.
Слайд 3.
У: Хотите побывать на такой планете?! Тогда в путь!
У: В качестве девиза я предлагаю взять вот этот эпиграф к уроку: «Отнимите у нашего сердца любовь к добру – вы отнимите всю прелесть жизни» - Жан-Жак Руссо.
3. Знакомство с заданием. Беседа по вопросам.
У: Сначала я предлагаю вам побывать на планете, где жил Маленький принц из сказки писателя Антуана де Сант – Экзюпери.
Слайд 4.
Под музыку учитель читает отрывок из сказки:
На планете Маленького принца, как и на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землёй, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый, безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть растёт на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать её с корнем, как только её узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет её насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут её на клочки.
- Есть твёрдое правило, - сказал Маленький принц. –Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.
(А. де Сент-Экзюпери, перевод с французского)
Словарная работа.
У: Какие непонятные слова встретились в прочитанном отрывке?
Слайд 5.
У: Кто-нибудь знает, что это за растения – баобабы?
Слайд 6.
У: Прочитаем задание урока 112: «Как ты думаешь, о какой планете говорит Маленький принц? Может быть, эта планета – ты, а хорошие и дурные семена – это твои хорошие и дурные мысли и поступки? Почему необходимо вовремя распознавать семена баобабов? Что значит опасение: «Если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут её на клочки»? Согласишься ли ты с Маленьким принцем: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету»?
Попробуй письменно ответить на эти вопросы. Напиши текст-рассуждение, объясняя, почему ты так думаешь.
У: Что нам предстоит сделать?
Д: Написать текст – рассуждение.
У: Что вы знаете о тексте-рассуждении?
Д: Рассуждение – смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.
Слайд 7.
У: Чтобы логично, последовательно изложить свои размышления, нам понадобится?...
Д: План.
У: Как и любой текст, текст-рассуждение состоит из скольких смысловых частей?
Д: Из трёх.
У: Кто помнит, из каких частей состоит текст – рассуждение?
Д: Тема. Доказательства. Вывод.
Слайд 8 (левая половина)
У: Какой вопрос задания нам поможет выдвинуть гипотезу?
Д: Как ты думаешь, о какой планете говорит Маленький принц? Может быть эта планета - ты, а хорошие и дурные семена – это твои хорошие и дурные мысли и поступки?
У: Как вы ответите на этот вопрос? (См. слайд 8-правая половина)
Д: Планета-это я, а хорошие и дурные семена – это мои хорошие и дурные мысли и поступки.
У: Какие вопросы нам помогут построить доказательства?
Д: Почему необходимо вовремя распознавать семена баобабов? Что значит опасение: «Если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут её на клочки»?
У: Как бы вы ответите на эти вопросы?
Д: Если душа неоткрытая, а дурных мыслей много, то они могут привести к дурным поступкам и погубить её.
У: Грамотно, логично построить свои высказывания вам помогут опорные слова и выражения: обратимся к презентации. (См. слайд 8) Приведите свои примеры из жизни, подтверждающие ваши мысли.
Д: Как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе.
«Как аукнется, так и откликнется».
Если ты кого-то задел нарочно, тебе сдадут сдачи.
Если сегодня ты кого-то выручил: например, одолжил ручку, завтра обязательно выручат тебя.
Помог маме вымыть посуду, мама побыстрее поможет справиться с трудной задачей по математике, например.
Если даже все уроки сделаны, мама сможет отдохнуть. Ей будет приятно, и тебе будет от этого хорошо на душе.
У: Какой же вывод из всего сказанного можно сделать?
Д: Если ты будешь творить добро, то оно обязательно добром к тебе и вернется. А если будешь сеять семена раздора, то и к тебе будут плохо относиться.
У: Что же надо делать, чтобы жить в ладу с собой и с окружающими?
У: Какой вопрос поможет нам сделать вывод?
Д: Согласишься ли ты с Маленьким принцем: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету»?
У: Как вы ответите на этот вопрос, согласно теме сочинения? (См. слайд 8)
Д: Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свои мысли.
У: Что значит, привести свои мысли в порядок? Вспомните слова песенки самого доброго мультперсонажа? Кого?
Д: Леопольда.
У: Какие соблазны он имел ввиду в песне «Дорогою добра»?
Д: Мысли о дурных поступках. Их нужно гнать из сознания. Нужно подумать, что полезного, доброго можно сделать в предстоящий день.
4.Озаглавливание сочинения.
У: Как вы озаглавите своё сочинение.
Возможные варианты: «Планета добра», «Дорогою добра», «Спеши творить добро».
5. Физпауза.
Слайд 9
Учитель показывает подходящие под музыку и под текст песни движения. Возможно дополнительное задание:
- Если увидите кадр с хорошими поступками, то, радуясь, хлопаем в ладоши. Если на кадре- дурные поступки, мы от них спрячемся - присядем.
6. Устное составление текста.
У: Кто попробует всё сказанное собрать в один текст.
7. Написание сочинения.
У: Ну что ж, теперь каждый отправляется на свою планету Добра. Не забывайте о красных строчках. Их должно быть не менее скольких?...
У: Обращайтесь за орфографической помощью к словарю, спрашивайте у учителя.
У: В добрый путь!
8. Самопроверка написанного.
9. Итог урока.
У: Понравилось вам на планете Добра?! Сделаем её своим домом?!
У:Тогда давайте подпоём Леопольду.
Слайд 10.

Использованные источники:

http://www.yardeti.ru/img/p/2166-4303-thickbox.jpg

http://vkontakte.dj/cat/image/1263664/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86.jpg

http://hiero.ru/pict/23d/2077735.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/53/515/53515822_1.jpg

http://www.lana-tur.ru/upload/medialibrary/8b2/Baobab_2%20copy.jpg

http://blogsmoney.ru/?bfd=pictures-from-the-little-prince-ppuZlUHbddfOTe2HA3JmDIe7NraOHm9mxQr_89fmF0Rvjt1_0poEhtuFIkKYQ3Tt4cYzzgnXPrSJuYUd7V9RY1bYjvM05PIH0LNQLYIBskC4qE6AHdgPZ7Jc0D4cYtfUZAfPQuMxtA==f6i.jpg

http://i082.radikal.ru/1106/ef/29d7d3a18e2f.jpg

http://i54.tinypic.com/2939bg9.gif

http://s59.radikal.ru/i163/1108/7b/d7483879e93b.gif

http://kladenets.ru/wp-content/uploads/postimg/193/192236_1-423x600.jpg

Файл с презентацией и описанием: http://mm-festival.letitbit.net/download/21c4f56a5cbba935519a036d09c8626c9/MurashovaLB.rar.html
Категория: Русский язык | Добавил: murlud11 (22.06.2012) | Автор: Мурашова Людмила Борисовна E
Просмотров: 9277 | Рейтинг: 1.8/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]